Юнкор и декан: продолжение разговора - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Челябинского государственного университета

Гуманитарный корпус ЧелГУ
454084, г.Челябинск, проспект Победы, 162-в
+7 (351) 799-70-30 / ​journalism@csu.ru

Лаборатория телевидения и радиовещания
2 корпус ЧелГУ, ул. Молодогвардейцев, 70б
+7 (351) 799-70-99 / bluztv@gmail.com

ГлавнаяГлавные новостиЮнкор и декан: продолжение разговора

Юнкор и декан: продолжение разговора

На этот раз юный корреспондент Артем Удовицкий и декан факультета журналистики Челябинского государственного университета Борис Киршин говорят о детской журналистике

– Борис Николаевич, что для вас означает детская журналистика? Для чего она нужна?

– Если иметь в виду, что в перспективе нам предстоит жить в информационном обществе, можно сказать, что детская журналистика – верный путь в будущее. Уже сейчас информация играет в нашей жизни огромную роль, в дальнейшем будет еще более существенную. Очень важно понимать, как она воздействует  на нас, правдивая она или ложная, помогает нам жить или манипулирует нами. Принципиально важно умело использовать информацию для учебы и работы. Дети, осваивающие журналистику, умеют это лучше других. Значит, они будут увереннее двигаться по жизни, добьются в информационном обществе более значительного успеха.

Я считаю, что у детской журналистики есть еще одна важная миссия. Ученые предполагают, что основой этики в информационном обществе станет медиаэтика. Юнкоры осваивают ее уже сейчас. Они не приемлют фейки, примитивную лексику интернета, информационные войны. Со временем, равняясь на них, нормы медиаэтики освоят все коммуникаторы. Детская журналистика и медиаобразование – эффективный путь распространения в обществе стандартов качественной журналистики.

Для кого-то детская журналистика станет ступенькой в профессию. По себе знаю: после первой удачной публикации в душе начинающего журналиста поселяется «микроб», неудержимо влекущий его в редакцию, информационное агентство, телестудию или пресс-службу. Но сначала, конечно, он попадает на факультет журналистики. Ребята, прошедшие школу детской журналистики, как правило, более успешно учатся, раньше других начинают сотрудничать с профессиональными СМИ и быстрее добиваются успеха.

– В каком возрасте школьнику надо задумываться о своей будущей профессии?

– Важно не просто думать, но и пробовать себя в различных сферах. Я считаю, это счастье, когда выпускник школы твердо знает, куда ему идти дальше. Таких, к сожалению, не много. В этом смысле юнкоры выделяются из общей массы. Они, как правило, серьезно мотивированы, кое-что умеют, приходят на творческий конкурс с солидным портфолио. Сразу видно: наши люди.

– Как вы считаете, нужны ли в школах свои детские газеты? Может быть, достаточно городской или районной детской газеты при Доме творчества?

 Есть сведения, что еще в 2017 году школьные издания имелись более чем в половине школ России. Думаю, сейчас их больше: журналистикой занимаются тысячи ребят. Какая городская или районная редакция сможет принять такое количество юнкоров? К тому же медиаграмотность и основы медиабезопасности важны для всех ребят. Это здорово, что они могут осваивать их, занимаясь журналистикой в своей школе параллельно с учебой.

– Каждая ли школа сегодня может позволить себе свое СМИ: газету, группу в соцсети, ТВ- или радиостудию?

– Мне неизвестно, какие сегодня бюджеты у школ, но думаю, что газету или группу в соцсети может иметь школа с любым бюджетом. Это не требует больших затрат. Сложнее с ТВ- или радиостудией, но и эти затраты окупаются тем эффектом, который они обеспечивают в медиаобразовании и медиабезопасности. Ведь это же невероятно интересно – в детском возрасте стать в чем-то равным популярным телезвездам или радиоведущим. Несколько лет назад я познакомился в Австрии с женщиной, которая преподавала телевидение в детском саду. Не все ее маленькие воспитанники в будущем станут телевизионщиками, но продвинутыми телезрителями и читателями будут все.

– Для многих учителей школьная газета ассоциируется со школьной стенгазетой, посвященной каким-либо праздничным датам. Как убедить их в том, что такая стенгазета – это позавчерашний день?

– Очень просто: надо делать хорошую газету – интересную, рассказывающую об актуальных ребячьих делах, предлагающую решение школьных проблем, знакомящую с выдающимися сверстниками. Уверен, никто из учителей не будет против такой газеты, не станет настаивать на «датских» материалах.

Впрочем, и такие материалы можно делать интересно. Важно заранее подготовиться к значительной дате: поискать неизвестные ранее сведения, подобрать редкие снимки, разыскать очевидцев давних событий. Если все это хорошо подать, может получиться что-то весьма привлекательное. К примеру, к 100-летию Октябрьской революции мы в «Челябинском рабочем» решили узнать, что происходило в октябре 1917 года в Челябинске. В итоге вроде бы «датская» подборка материалов получилась очень познавательной и нестандартной.

– Может ли школьная газета существовать без одновременного существования в этой школе кружка юного журналиста?

– Наверное, может. В этом случае редакция школьной газеты будет опираться исключительно на практику, действовать вслепую. Лучше, если в школе будет работать кружок юного журналиста. Ведь журналистика – это творческая деятельность, которой присущи свои законы, нормы и правила. Если с ними познакомиться в таком кружке хотя бы в первом приближении, будешь действовать в качестве журналиста гораздо эффективнее.

– Был ли в вашем школьном детстве кружок юного журналиста, участвовали ли вы в выпуске школьной стенгазеты?

– Ничего такого в моем детстве не было. Базу для журналистики, не осознавая этого, я формировал сам: много читал – художественную литературу, газеты (сначала «Пионерскую правду», потом «Комсомолку»), журналы. Это очень важно для журналиста.

В армии стал редактором стенгазеты. Однажды удивил ребят, опубликовав вместе с традиционными «датскими» материалами интервью батальонного старшины. Это был суровый, не склонный к разговорам человек, на самом деле оказавшийся интересным собеседником. Таков был мой первый журналистский успех.

Вскоре я впервые опубликовался в армейской газете. Это была крохотная заметка, подписанная моей фамилией. Все, журналистский «микроб» поселился во мне. Он окреп, когда я купил в киоске «Союзпечать» журнал «Журналист» и восхитился языком и стилем его материалов. После армии я стал работать в газете и пошел учиться на факультет журналистики Уральского государственного университета.

– Могут ли дети сами организоваться, создав в соцсети беседу, и самостоятельно делать газету и ее группу?

– Помниться, в ходе нашего первого разговора ты рассказывал, что несколько ребят из разных городов создали группу во «ВКонтакте», стали публиковать там свои материалы, благодаря которым победили в нескольких номинациях конкурса «ЮнГа+». Вот ответ на твой вопрос: могут, и очень успешно.

– В Челябинской области есть несколько фестивалей, конкурсов и проектов для юнкоров: «Журналина», «Notabene», «ЮнГа+», «PROнас» и другие. Вам не говорили представители других регионов, что у нас журналистская область?

– От других я этого не слышал, а сам именно так считаю. На том же конкурсе «ЮнГа+» вижу очень много ребят с горящими глазами, любопытных, немало знающих, умеющих писать и снимать. Пусть не все из них станут журналистами, зато все станут продвинутыми зрителями, слушателями и читателями, полноценными членами информационного общества.

Беседу вел Артём Удовицкий

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты