Александр Дыбин: «Мы называем вещи своими именами» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяЭкспертное мнениеАлександр Дыбин: «Мы называем вещи своими именами»

Александр Дыбин: «Мы называем вещи своими именами»

Завершающий мастер-класс в 2018 году для студентов третьего курса провел Александр Дыбин, корреспондент Znak.com. Речь шла о репортажных приемах, криминальных новостях и трендах.

О Znak.com и о функциях журналистики

Изначально существовало информационное агентство URA.RU, из которого после выделился Znak.com. Основная редакция сайта со штабом в 20 человек находится в Екатеринбурге, а в Челябинске новостную повестку освещают 2 корреспондента (пока один находится в декрете) и фотограф. Однако СМИ перестало быть только уральским, потому что больше всего читателей приходят на сайт из Москвы. Несмотря на то, что общерегиональных новостей в ленте примерно только 5%.

Издание специализируется на политике и экономике, но также пишут «обо всем, что у людей на языке» и о хайповых темах для привлечения трафика. За месяц челябинский филиал редакции собирает полмиллиона просмотров на местных материалах.

«Так как издание Свердловской области, то мы не связны обязательствами в Челябинске. Поэтому мы просто пишем то, что есть. Чиновникам всегда кажется, что кто-то стоит за всем этим, но таких людей нет. У нас нет контрактов с государством, но есть с бизнес-структурами. Однако мы говорим о том, как они вкладываются в культуру, а не в политику», – рассказывает о независимости издания Александр Дыбин.

                                                                ***                                                        ***

Сегодня, помимо основных функций, СМИ могут дать читателям несколько неочевидных вещей:

• Возможность посмотреть места, где никто не может побывать, или до которых сложно доехать.

• Контроль над информационным потоком, который часто перегружается из-за обилия малозначимых инфоповодов.

• Прогноз на будущее. Если журналист специализированный, то он может выступать в роли эксперта и предполагать развитие различных тем.

Необычные способы построения репортажей

При написании репортажа нужно понимать, что всегда можно найти трех героев, которые могут дать комментарий:

· городские активисты

· действующие лица события или мероприятия

· депутаты, местная власть

В тех случаях, когда персонажи яркие и фактурные, можно построить материал только на цитатах. Не всегда мнение журналиста будет интересным читателям, но благодаря очевидцам можно рассказать историю.

Часто «заходят» истории, построенные на контрасте: бедные люди и богатые чиновники. В таких случаях можно сыграть на фотографиях, потому что многое решает именно картинка. Например, показать обветшалые квартиры простых жителей и роскошный кабинет чиновника.

Небольшой лайфхак от спикера: когда общаетесь «мутными людьми» (коммерсанты, коммунальщики или бывшие преступники), то нужно записывать все их слова на диктофон. Чтобы у вас были доказательства на случай, если придет судебный иск в редакцию.

Журналистика и криминал

Читателям в интернет-изданиях интересны, в первую очередь, криминальные новости, и только потом:

• Все, что касается В. В. Путина

• Ошибки чиновников

• Бизнес-скандалы

• «Безумные» истории с героями.

При написании материалов о событиях, повлекших за собой уголовную ответственность, нужно помнить о важных моментах:

· Не использовать непроверенные факты, даже в прямой речи экспертов.

· По Роскомнадзору: нельзя разглашать личные данные несовершеннолетних (имена и фамилии, портреты) и писать про суицид.

· Не испытывать сострадания к герою, если очевидна его вина, и не оправдывать его поступки.

Как создавать хайп в новостях?

Бывают материалы, в которых СМИ выступают в роли трендсеттерев (создателей трендов). В таких случаях информация берется не из пресс-релизов и официальных сообщений, а из других нестандартных источников (например, с портала государственных закупок). За годы работы по одной и той же теме появляются контакты не только начальников, но и политтехнологов, простых сотрудников. Общение с ними позволяет получать различную неофициальную информацию. Также можно задавать необычные вопросы политикам, выводя их на эмоции.

«Вы что-то делаете, и все это воспринимают как нечто настолько значительное, что бросают свои дела и обсуждают эту тему», – объясняет свое понимание журналистских трендов Александр Дыбин.

Рекомендации студентам журфака

Во-первых, спикер советует ознакомиться с материалами Андрея Колесникова, спецкорреспондента издания «Коммерсантъ». Он много лет посещает различные выезды вместе с В.В.Путиным и в своих репортажах высмеивает многие моменты. Это не только развлекательный контент, но и просветительский.

Во-вторых, знания о журналистике можно набрать опытом, но учиться все равно надо.

«Если судьба вас поведет в официальное СМИ, пресс-службу государства или серьезной корпорации, то без диплома никто не возьмет».

Фото Елизаветы Задориной

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты