Диалог в гримерке поле премьеры:
— Ну что, надеюсь, новый сезон будет хорошим. Или каким он будет?
— …92-ым он будет уж точно.
Здесь не ирония и не сарказм. Скорее – боязнь сглазить. Новый театральный сезон Челябинский Академический театр Драмы открыл под руководством главного режиссера Марины Глуховской, на работу с которой, вероятно, возлагаются большие надежды. Марина Витальевна была приглашена на эту должность во время работы над спектаклем «Сколько длится любовь?» (премьера состоялась в мае 2012 года на малой сцене драмтеатра).
Премьерой – спектаклем «Август. Округ Осейдж» (режиссер Георгий Цхвирава, г. Омск) — был открыт новый театральный сезон. Это семейная драма по пьесе Трейси Леттса. Автор создал ее в 2007 году, а через год был удостоен Пулитцеровской премии. Пьеса шла на Бродвее, с успехом игралась в Лондонском национальном театре, сейчас ставится на многих российских сценах.
В центре – взаимоотношения между членами обычной американской семьи Уэстон. На сцене – трехэтажный дом. У каждого героя свое личное пространство. За стенкой гостиной — гараж. Всё так типично, по-американски.
Глава семейства, Беверли Уэстон (народный артист Борис Петров), принимает на работу помощницу по хозяйству, загадочную Джонну Моневату (актриса Наталья Катасонова), а через некоторое время исчезает. По этому поводу и собирается вся семья Уэстон. Дочь пропавшего Беверли обеспокоенная Барбара приехала с 14-летней дочкой (актриса Ксения Горшкова) и мужем (уже бывшим, но никто пока об этом не знает). Так вот эту 14-летнюю девочку ее бабушка видела последний раз чуть ли не 10 лет назад. Повода ведь не было собираться всем вместе.
Встретились. Казалось бы, надо поддержать друг друга, отец все-таки пропал. Ан, нет. Скандалы, ссоры, выяснения отношений, в которых всплывает на поверхность слишком уж много тайн и шокирующих фактов. Сюжет банальным назвать нельзя. Кстати, через весь спектакль проходит тема употребления алкоголя и «травки». Практически каждый член семьи зависим (даже 14-летняя «малышка» Джин).
Если кто-нибудь после спектакля захочет позвонить маме –
цель достигнута
После премьеры своими мыслями о спектакле с нами поделилась актриса Екатерина Зенцова, исполняющая роль Айви Уэстон, дочь Вайолет (заслуженная артистка Марина Меримсон) и пропавшего Беверли. Героиня Екатерины – единственная из трех детей, оставшаяся жить рядом с родителями. Для них Айви – утешение. А Айви… Она любит Чарльза (актер Николай Осминов). Чарльз любит её. Но хэппи энда и на горизонте нет. Они брат и сестра, якобы двоюродные. Мать Айви считает ее неполноценной, поскольку у нее нет ни мужа ни детей. И стиля-то собственного у нее тоже нет. А позже Айви от мамы узнает, что Чарли ей кровный брат по отцу.
— Екатерина, как вы относитесь к своей героине?
— Свою героиню я очень люблю, жалею. Мне очень жалко, что с ней так поступили. Я до сих пор не решила, нужно ей было говорить о том, кто есть Чарли или нет. Это выдирание с корнем правды, которая вроде должна быть. Но, на мой взгляд, это искалечивает девушку. И неизвестно, чем она закончит.
— Какова, на ваш взгляд, основная мысль пьесы?
— Уметь вовремя простить и жить дальше. Вещи, которые мы не прощаем, а копим как обиды, потом являют эффект ядерного взрыва. Когда накладывается, накладывается, накапливается, накапливается, а потом человек в конечном итоге остается один. Надо уметь прощать и жить дальше. Наверно, это самое главное.
— Оправдана ли длительность спектакля (3,5 часа)?
— Пьеса огромная, гигантская просто. Но она потрясающая. Там 3 акта. Наш зритель не совсем воспитан на таком, что можно в трех актах такую огромную вещь выдержать. Поэтому собрали два первых акта в одно действие. Я понимаю, что это, наверно, тяжело воспринимается. Причем, декорации не меняются, никаких трюков, эффектов, мизансцен, которые бы потрясали. Ничего этого же нет. Идет только разговор. Взаимоотношения, взаимоотношения, взаимоотношения. Спектакль тяжелый и сложный. Он не на любого зрителя. Я больше чем уверена, что он замешан так, что только со временем наберет мощь, силу. Ему нужно время, чтобы по-настоящему родиться. К тому же, только часть публики будет его принимать. Кто-то будет точно отвергать. Конечно, этого не хочется, но нужно быть готовыми, что кто-то будет уходить, не выдерживать. А кто-то будет наоборот. Тот, кого цепляет, в кого попадает. Это самое важное – чтобы история была про тебя, чтобы ты что-то в ней увидел, что-то в своей жизни исправил. Если кто-нибудь после спектакля скажет «я пойду позвоню маме», кто-то решит изменить ситуацию в собственной семье…это ли не главное?
Настоящая. Любящая. Почитающая
Особняком в пьесе стоит героиня Джонна Моневата – помощница по хозяйству. Она из индейского племени. Сдержанная, любящая родителей, почитающая традиции своего народа. Джонна: «Я работаю не для Вас, миссис Фордам, не для миссис Уэстон, я работаю для себя. Работаю, потому что мне нужна работа».
Наталья Катасонова, исполняет роль Джонны:
«Мне кажется, это действительно очень важная роль. Здесь противопоставляются американцы, которые пришли на землю индейцев, и коренное население, как моя героиня. Она живет, не устраивает бунтов, не толкается локтями за место под солнцем. Тем не менее, мне кажется, что правда действительно на ее стороне. Эта американская семья, которая могла бы быть семьей, но на деле — от нее ничего не осталось, семья неудачников, хоть это и грубо. Они действительно неправильно прожили свою жизнь, не о том думали. А она тихо ждет. В итоге — она одна в этом доме, все ушли, все бросили этот дом, эту землю, сбежали оттуда. А она осталась. Она не завоевывала эту землю, но она была ее. Это человек, который действительно чтит свои корни, что очень важно. Она олицетворяет что-то настоящее, о чем нужно думать, нужно говорить. Надо любить своих родителей, почитать их. Здесь представлены одни родители и другие, её. У нее в комнате висит их фотография. Ее родители никогда не ругаются, она никогда не видела скандалов в своем доме. Когда умер отец, она ушла, чтобы поддерживать своих маму и бабушку. Эта роль мне очень по душе».
Ближайший показ спектакля «Август. Округ Осейдж» состоится 24 октября.
Мария Неустроева
Фотографии с сайта Челябинского академического театр им. Н.Орлова