Челябинские пирамиды: синдром «техасского стрелка» под профильным взглядом - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьЧелябинские пирамиды: синдром «техасского стрелка» под профильным взглядом

Челябинские пирамиды: синдром «техасского стрелка» под профильным взглядом

В Челябинске есть три крупных здания в форме пирамид и не менее десяти, где пирамиды являются декоративным элементом. Все строения возведены в период с 2000 по 2008 год. Что это: привет городу от Имхотепа, стиль, культурный код или архитектурная метафора, выясняем со студенткой 1 курса Архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ— Дарьей Крюковой.

— Как ты считаешь, челябинские пирамиды – это дань моде, Нью-Эйдж и вообще, имеет ли название такой стиль строительства?

— Во-первых, нельзя называть это стилем. Те здания, которые ты приводишь в пример выполнены по-разному. По сути, в них нет ничего необычного, и этот элемент призван подчеркнуть их оригинальность, делая более заметными.

 Когда я работаю с эскизами, мне очень нравится использовать формы пирамид и треугольников, не закладывая, при этом глубинных смыслов или подтекстов. Это одна из базовых форм наиболее понятных и близких человеку: круг, квадрат, треугольник. Ими можно описать все существующее, если упростить до исходных форм, или вписать в них.

Пирамиды Гизы являются одним из шедевров инженерного подвига и гения Древнего Египта.
Очень бы хотелось, чтобы в нашем городе было больше пирамидальных и треугольных зданий с такими четкими гранями и острыми углами.

—Можно ли считать пирамиды в градостроении архитектурной метафорой, или это «утка» — метафора в лоб, то есть пирамида символизирует пирамиду?

— Для меня это очень специфичный вопрос. Он одновременно сложный и странный. Это тоже самое, как спросить: «Почему у носков нет карманов под мизинец на правой ноге?». Просто почему?

— А как тебе факт, что обычно пирамиды используются в тех местах, где происходит движение финансовых потоков: банк, ТЦ, рынки, киоски и так далее?
 


Мы живем в условиях, когда движение денег происходит повсеместно, не только в банках и торговых центрах, но и в музеях. Не совсем корректный аргумент. Какие здания по типологии мы знаем? Выгодно ли кому-нибудь строить жилой дом треугольной формы? Нет. Это нерациональное расходование пространства. К тому же, для жилой комнаты нужны углы по 90 градусов, поэтому здесь этот факт справедлив только для узкой ситуации, принять его не могу.

 — Перед Лувром, во дворе Наполеона, пирамида находится в крыле кардинала Ришелье, где раньше был Дом Министерства финансов.  Луксор в Неваде — отель с огромнейшим доходами…

— Ты сейчас демонстрируешь «синдром техасского стрелка» (крылатая фраза, из истории про техасца, который сначала стреляет, а затем рисует мишень с десяткой в месте попадания пули.) Давай посчитаем, сколько существует отелей, которые зарабатывают ровно так же, или даже больше, но не имеют никакого отношения к треугольной форме. Ты прав, что треугольные формы присутствуют там, где крутятся деньги, потому что круговорот финансов всеобщий.

Не каждое треугольное здание связано с торговлей и не каждое торговое здание связано с треугольниками. Единственное, чем можно объяснить это явление — символизм. Как памятник величия фараонов.

—Хорошо, во Франции пирамида возникла в память о египетских походах Наполеона Бонапарта, в Неваде все отели зарабатывают, но в Челябинске-то в какой они связи появились? Возможно это было желание заказчика, клиент в своих запросах обращался к определенным архетипам. В годы строительства этих зданий Александр Голод широко рекламировал полезные и чудесные свойства своих пирамид?

— Увы, думаю, так это и работало. Именно как модную тенденцию я могла бы принять. После монументальных зданий Союза, что-то необычное, на пике интереса, да и еще и в стекле, казалось новейшей и правильной тенденцией.

Но если бы полностью учитывались все желания заказчика, то архитектором был бы клиент, а архитектор бы стал строителем. Нас же не просто так учат основам композиции, всему, что связано со стилем и вкусом.

Наша профессиональная задача предложить заказчику идею. То есть: человек приходит с некоторым представлением о том, что он хотел бы построить, но в какую оболочку это завернуть, думает уже специалист.

Получается, что не архитектор внедряет код, а заказчик, который руководствуется своими мыслями относительно объекта или элементов в его оформлении. В этом случае челябинские пирамиды могут служить и отсылкой на герб Челябинска, связанный с историческими торговыми путями, и на шатер в восточном стиле, и иметь эзотерический подтекст.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты