Экологическая журналистика: пособие для чайников

Как писать нескучные материалы на экологическую тематику? Откуда брать эксклюзивные экологические истории? И вообще – почему стоит заниматься экожурналистикой? Об этом и о многом другом рассказал Эрик Фридман, адъюнкт-профессор Мичиганского университета.

Театр начинается с вешалки, книга – с обложки, а советы от Эрика Фридмана – с пяти причин, по которым вас может привлечь экологическая журналистика, и пяти причин, по которым это дело может показаться вам неинтересным.

ЗА:

  • Вам нравится всё новое, Вас привлекают инновации
  • Вы хотели бы посещать места, доступ в которые открыт лишь немногим
  • Вы желаете внести что-то новое своими материалами
  • Вам нравится объяснять своим языком сложные вещи
  • Вас привлекает тесная связь экожурналистики с другими темами: образование, политика, международные отношения

ПРОТИВ:

  • Вы предпочитаете проводить время в закрытых помещениях
  • Вас не волнует то, что происходит в мире
  • Вы не желаете встречаться с интересными людьми
  • Вы любите монотонную работу: вам нравится постоянно заниматься одним и тем же
  • Вы не хотите развиваться и каждый день узнавать что-то новое о мире

Если, взвесив все «за» и «против», вы решили, что экожурналистика для вас (или, скептически относясь ко всем «зелёным», просто постеснялись вовремя выйти из аудитории), то пора отправляться в плавание по океанам экологической журналистики вместе с Эриком Фридманом. Всем равнодушным и тем более хейтерам стоит проявить осторожность: их тоже может захлестнуть.

ДАЙТЕ ТЕМУ!

Поиск тем для написания материалов на экологическую тематику перестанет быть проблемой, если вы запомните десять источников, из которых просто ковшами можно черпать необходимую информацию. Это:

1) Экологические проблемы, особенно волнующие местных жителей; темы, популярные в региональных СМИ; сведения, разговоры об остаточных последствиях каких-либо аварий, катастроф.

2) Деятельность крупных «зелёных» организаций: «Гринпис», Всемирный фонд дикой природы и т.д.

3) Бедствия и катастрофы: как природные, так и естественные.

4) Новые законы и законопроекты в области экологии: что обсуждают, какие решения принимают законодательные органы на региональном и федеральном уровнях?

5) Научные исследования и открытия, касающиеся экологии.

6) Пересмотр прошлых событий, катастроф, аварий с точки зрения современности (Каковы последствия? Что изменилось? Делается ли что-то для предотвращения подобных случаев?).

7) Судебные иски, разбирательства, касающиеся экологического направления.

8) Научные и научно-исследовательские конференции ученых-экологов.

9) Базы данных, содержащие информацию экологического характера.

10) Собственные наблюдения журналиста: вся информация, воспринимаемая органами чувств (например, увидел синий снег, почувствовал странный запах на улице и т.д.).

ЭКОЖУРНАЛИСТИКА: А ВЫ СПРАВИТЕСЬ?

Как ни крути, а беззаботной жизни и легкого карьерного роста тому, кто решает стать экологическим журналистом, ждать не стоит. Существует целый ряд проблем.

Во-первых, это доступ к информации. Зачастую журналист не может получить сведения, необходимые для написания материала. Это дело рук политиков, которым не выгодна широкая огласка существующих экологических проблем. Есть один интересный пример, касающийся взаимоотношений СМИ с управлением по экологической политике в США. Перед тем, как любой работник этой службы будет общаться с журналистами, необходимо получить специальное разрешение. А сделать это, как вы уже догадались, чрезвычайно сложно. Таким образом, информация остаётся закрытой.

Во-вторых, доступ к местам событий. Здесь трудности могут быть связаны как с закрытостью некоторых территорий, так и с ограниченностью финансов. Например, не любое СМИ позволит себе отправить журналиста в Антарктиду для написания материала на тему глобального потепления.

В-третьих, зачастую бывает очень сложно проверить достоверность полученной из различных источников информации. «Абсолютную правду вам не расскажет ни «Гринпис», ни «Газпром», ни чиновники. Поэтому журналист должен быть немного скептиком и циником. Ему просто необходимо умение грамотно обрабатывать и анализировать полученную информацию».

В-четвёртых, общественное недоверие к прессе. Согласно исследованиям, в 60% стран журналистам не доверяют. Отсюда вытекают некоторые сложности при поиске источников информации, героев материала.

В-пятых, научный, технический язык, используемый экологами. Журналист должен уметь переводить его на простой, человеческий, доходчиво объяснять аудитории сложные моменты и понятия.

В-шестых, люди, которые отрицают научные достижения. Если вы будете работать в экожурналистике, вам наверняка придётся сталкиваться с людьми, считающими, например, что никакого Холокоста не было, или в пух и прах разносящими теорию эволюции Чарльза Дарвина.

В-седьмых, это страх поднятия шумихи. Зачастую журналисты не решаются освещать какую-либо экологическую проблему только потому, что боятся обвинения в поднятии шумихи, неадекватности, погоне за сенсацией.

В-восьмых, ситуация в медиаиндустрии. СМИ переживают не лучшие времена. И получается так, что у редакций нет финансовых возможностей провести какую-либо экспертизу или расследование, отправить журналиста на место происшествия или выплатить ему гонорар, соответствующий проделанной работе. В первых двух случаях исчезает сама возможность написания материала на экологическую тематику, во втором пропадает мотивация.

Но у всех ли мотивация пропадает? Судя по Эрику Фридману, заявляющему, что экологической журналистикой он занимается исключительно ради удовольствия, нет.

Мария Иванова

Вам также могут понравиться эти

X