Студенты ищут ответ: Куда податься после журфака? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьСтуденты ищут ответ: Куда податься после журфака?

Студенты ищут ответ: Куда податься после журфака?

Понятие «высшее образование» в России давно перестало восприниматься как что-то величественно-серьезное и не всем доступное, утратило оттенок элитарности. И это естественно: ведь нынче его счастливых – и не очень – обладателей встречаешь буквально на каждом углу.

В приснопамятном Советском Союзе академические знания тоже успешно осваивало немало граждан. Но все же, если верить статистике, их было не больше 30% от основной массы населения. В ряды интеллигенции метили немногие – большинство вполне себе довольствовалось средним/среднеспециальным образованием и более простыми формами труда. И это было очень правильно – к такому выводу поневоле приходишь, наблюдая нынешнюю ситуацию, когда банально «у станка стоять некому».

Так или иначе, сегодня молодежь почти поголовно рвется «получить вышку» (не путать с расхожим фразеологизмом сталинской эпохи, означающим приговор к расстрелу). Причем, далеко не всеми движет благородная жажда ученья. Кто-то выкраивает время, чтобы закосить от армии. Кому-то просто «стрёмно» идти в «шарагу», так как это сейчас непрестижно, и вообще «для лохов и колхозников».

Ежегодно гигантская вузовская машина поставляет на рынок труда такое количество выпускников, что обеспечить всех рабочими местами просто нереально. Да и «качество» новоиспеченных специалистов очень часто оставляет желать лучшего. В итоге, многие работают не по специальности в каких-то смежных сферах. А кто-то и вовсе уходит в профессии, в которых ни мудрёные университетские знания, ни корочка о высшем образовании вообще на дух не нужны.

Так какие трудовые перспективы у «журфаковцев»?

Мы задали пару вопросов Юлии Реутовойсотруднице портала 74.ru, редактору одного из его отделов – сайта Cheldiplom.ru – и выпускнице нашего факультета в одном лице.

Начнем с позитивного в ее словах:

«В основном у нас работают как раз таки выпускники ЧелГУ, но есть и из ЮУрГУ и екатеринбургского УрФУ. Вообще, принимая на работу, всегда интересуемся, где человек учился и какое у него образование. Но для работы в нашем издании не обязательно иметь диплом журналиста. Умение писать нарабатывается за короткий промежуток времени, гораздо важнее другие качества — логическое мышление, способность уловить суть мероприятия и выделить главную мысль в тексте, отсутствие страха задать вопрос, широкий кругозор и желание развиваться дальше.  За 15 лет работы на сайте 74.ru  появилось много сотрудников, которые пришли устраиваться еще студентами. Сейчас они возглавляют отделы».   

Но, увы, не всё так радужно:

«Студенты, как правило, не имеют никаких практических навыков, часто безграмотны и злоупотребляют канцеляризмами и штампами. Проходя у нас практику, некоторые даже не интересуются судьбой своего текста, даже если материал не вышел.

Но есть и исключения. В редакции задерживаются те, кто берет заданий больше, чем это предусмотрено практикой, ходит на мероприятия с уже работающими журналистами, сравнивает свои тексты с тем, что написали другие, остается подрабатывать после практики, то есть заинтересован в своем профессиональном росте.

В СМИ остаются, как правило, те, кто начинал работать по специальности еще в студенчестве. Если человек этого не делал, то после получения диплома у него слишком мало практических навыков, чтобы претендовать на хорошую зарплату и быстрый карьерный рост».

Как мы видим, наличие высшего образования – вещь в любом случае не лишняя, если речь о профессиях умственного труда. В идеале, если человек в течение пяти лет честно и упорно вгрызался в гранит науки, то у него априори выработались такие важные для работника СМИ качества, как терпеливость, стрессоустойчивость, умение сосредотачиваться. Плюс, огромное количество усвоенной информации самого разного плана, обилие прочитанной учебной литературы – а на журфаке еще и художественной – расширяет кругозор, формирует логическое, абстрактное и даже в какой-то мере философское мышление. К тому же от постоянного чтения и участия в дискуссиях на семинарских занятиях не может не развиваться авторский слог, речь становится грамотной и хорошо поставленной. Работодатель всё это понимает и ценит.

НО! В то же время, большинство работодателей в отрасли СМИ сетуют на крайне низкий уровень практической подготовки, а то и на полное отсутствие таковой у юных репортеров. А ведь главная задача любого профессионального образования – хоть среднего, хоть высшего – сделать из ученика специалиста в рамках конкретной профессии. Разумеется, всех необходимых рабочих навыков универ давать не может и не должен. Но всё же – если какой-нибудь парень закончил, к примеру, ПТУ на крановщика и за всё время его не научили управлять подъемным краном – нужно ли такое училище? Точно так же, после инженерного факультета человек должен выходить в жизнь пусть малоопытным, но всё же инженером. После физического – физиком, после исторического – историком, и так далее.

Можно, конечно, ссылаться на абстрактную формулу «общего развития», но ведь специальности с таким названием не существует. Или, может быть, этим самым развитием можно расплачиваться в магазине вместо денег? Или намазывать его на хлеб? Тем более, духовно развиваться можно и самостоятельно. Например, по вечерам читать ту же художественную литературу – в спокойном темпе, вдумчиво, а не по пять романов в пятьсот страниц одновременно в обнимку с кофейником, как это обычно бывает перед экзаменами по ИЗЛ и ИОЛ. Отличников, которые всегда всё успевают, не беру – это какая-то отдельная и таинственная разновидность людей. О студентах, появляющихся на парах раз в полгода или покупающих зачеты за деньги, сейчас тоже не говорим.

Вывод напрашивается следующий: специальное журналистское или другое высшее образование для работника СМИ нужно и полезно. Но – увы или к счастью – необходимым его тоже не назвать. Все-таки, работа журналиста подразумевает больше практических умений, нежели теоретического багажа. Поэтому, пытаться строить карьеру в средствах массовой информации, опираясь исключительно на собственные таланты и энтузиазм, или все-таки «перестраховаться» и подкрепить эти качества классическим дипломом – решайте каждый сам.

 Илья Михайлов

Последний комментарий
  • Название статьи и содержание идут в разрез. Я ожидала увидеть, куда именно устраиваются студенты, окончившие журфак: компании, должности. А здесь написано о том, какими качествами должен обладать человек, чтоб устроится на 74.ru.