В рамках научно-практической конференции «СМИ–общество–образование: проблемы медиабезопасности» вели работу пять секций. На каждой из них медиабезопасность рассматривалась в различных аспектах. О нескучной науке мы расскажем вам ниже.
#Секция 1. Медиабезопасность. Проблема сохранения Человека.
На первой секции международной медийной конференции в #ЧелГУ были обозначены основные проблемы современных СМИ. С точки зрения психологии, педагогики, филологии и социологии участники конференции рассмотрели современную ситуацию вокруг российских средств массовой информации.
Влияние СМИ на жизнь общества – две стороны одной монеты: как злой и добрый полицейский, сравнивает Татьяна Артишевская. Но в современном медиапространстве негативные новости превалируют над позитивными, не оставляя человеку шанса на оптимистичный настрой. «Четвертая власть» влияет на психологию человека и формирует его гражданскую позицию. #Проблема современных СМИ в том, что они просто-напросто пугают людей.
В докладе Анны Морозовой прозвучало, что опечатки, грубые орфографические ошибки, употребление слов-паразитов, фактические ошибки, фотографии-подделки значительно ухудшают качество преподносимой информации. Люди привыкли верить тому, что пишут в газетах и на новостных сайтах. Однако редакторы и авторы статей в интернет-изданиях не обращают внимания, когда им указывают на неточности, удаляют комментарии и не исправляют даже самые очевидные и грубые ошибки. Журналистский текст должен быть грамотным и достоверным, чтобы люди понимали его правильно.
Наиболее спорным вопросом стало возвращение страны к религиозным ценностям и роль СМИ в этом процессе. Под угрозой ли #безопасность подрастающего поколения? Чему учат светские и православные средства массовой информации? Данные проблемы требуют тщательного исследования.
#Секция 2. Медиабезопасность как актуальная задача практического медиаобразования эпохи технологического прорыва
На второй секции обсуждалось участие студентов в научной деятельности, в частности, выпуск специализированных журналов. На этот вопрос обратила внимание Анна Онкович. Сотрудничество преподавателей и студентов — это основа развития научной журналистики.
Однако главным предметом обсуждения стало развитие #медиаобразования. В ситуации современной информационной атаки становится сложно ориентироваться в интернет-пространстве. Детям и подросткам уделяется недостаточно внимания. Задача медиапедагогов — научить поколение next быть независимым от информации, заставить мыслить и отличать оригинальное от плагиата. Ведь многие уже привыкли пользоваться чужими постами, а от этого теряется способность мыслить самостоятельно. Поэтому педагогика такого рода требует профессионального подхода. Медиаобразование становится модным, но мало кто понимает его суть.
Предметом дискуссии также стало развитие конвергентной журналистики. При всех плюсах новых медиапродуктов, #конвергенция мешает творческому процессу, сообщает Елена Дорощук. Печатники часто не умеют говорить, а радийщики и телевизионщики — писать. Бакалавриат же не решает эту проблему, так как не способствует глубине познания каждой сферы.
#Секция 3. Медиабезопасность и лингвоэкология: нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи журналистов.
Третья секция была посвящена анализу интернет-текстов. В докладе Людмилы Месеняшиной прозвучало, что низкий уровень речевой культуры и эрудиции социально опасен, так как Всемирная сеть — это своеобразная имитация жизни. Поэтому необходима пропаганда образца речевой культуры.
На примере террористических организаций выяснилось, что неправильное написание их названий вызвано даже не особенностями транскрипции, а безграмотностью журналистов. Важно отметить, что правильное, единое употребление этих названий может стать ключом к #безопасности.
#Секция 4. Медиабезопасность как конечная интенция деятельности журналиста в геополитическом и этнокультурном пространстве.
Не стоит пугаться такого сложного названия, темы докладов были раскрыты на вполне обычном языке, а все желающие могли задать вопросы и поспорить на абсолютно любую тему.
Как ни странно, это напрямую относится к теме заседания – нужно создать некие «бюро» или «жюри» прессы, которые будут проверять качество материала и профессионализм пишущих — такое предложение внёс Кирилл Ратников. Также стоит задуматься над распространением патриотизма, ведь СМИ реальный орган воздействия на патриотические чувства населения, которые не изменяются на протяжении столетий.
Обсуждение коснулось и #рекламы. Наталья Кшенина сообщила, что многие профессионалы переступают через собственные чувства, чтобы наиболее презентабельно представить тот или иной продукт, из-за этого имеют место частые «срывы» и уход из профессии. Бороться с этим нужно через позитивное мышление – представление типичных ситуаций, постановка себя на место потребителя. Тогда рекламист может творчески развиваться в своей профессии, без вреда психологическому состоянию.
Дискуссии после выступлений были очень длительными и запоминающимися, потому что тема актуальна на сегодняшний день как для профессионалов, так и для студентов: выбор и сохранение места работы, различие менталитета от необразованности читателя, защита себя и своей информации.
#Секция 5. Культурные стратегии и визуальные практики СМИ в аспекте медиабезопасности.
На этой секции докладчики рассказывали о культурной стратегии медиабезопасности.
Уже после первого выступления Веры Антроповой возник спор об элите и массовой культуре. Живое обсуждение вызвал доклад о критике. Специализирующиеся на ней издания постепенно теряют популярность. Сейчас все доступно в Интернете, где некоторые критики ведут себя как тролли. Такой вид критики, к сожалению, более понятен большинству пользователей. Хотя Марина Загидуллина в шутку сказала, что и Белинский был троллем.
Проблема медиаобразования, как и ожидалось, вызвала бурную дискуссию. Особое внимание было уделено его продвижению в школах. Кто же все-таки является заказчиком такого рода образования? Кто такой медиапедагог? Сейчас нельзя однозначно ответить на эти вопросы, но это отличный материал для исследований.
Анна Александрова, Ксения Прядка, Анастасия Птушко и Марья Щёголева.