Николай Горькавый вернулся в родной ДПиШ спустя 14 лет

Воспитанники ДПиШ им. Н.К.Крупской 6 октября встретились с астрофизиком Николаем Горькавым, который сам является выпускником Дворца. Вот уже 14 лет бывший челябинец живёт в США, где работает в частном Гринвичском научно-технологическом институте, является ведущим аналитиком группы спутника «Суоми» (NASA), пишет фантастические книги для детей и состоит в соавторстве энциклопедии для взрослых.

В самом начале беседы педагоги ДПиШ стали старательно перечислять все заслуги астрофизика, а он в свою очередь смущённо подметил, что не является музейным экспонатом.

Николай Горькавый рассказал, как вступил в НОУ, как попал в «Курчатовец» и в какой школе учился. Кстати, несмотря на то, что окончил химическую школу, он всегда мечтал быть физиком. И именно НОУ помогло Николаю в выборе будущей профессии, явилось стимулом к работе. По его словам, себе подобные, или даже наиболее умные и эрудированные, оказываются самым мощным раздражителем и толчком к совершенствованию. «Для меня НОУ было очень важной школой».

Встреча с астрофизиком была самой настоящей задушевной беседой, потому что ребята могли в любой момент задать все интересующие их вопросы.

-Существует ли аналог НОУ в США?

Аналога такого учреждения, как НОУ, думаю, вряд ли. Но дети там занимаются наукой. И на фестивале науки в ЧелГУ я показывал два примера научной работы американских детей: группа девочек-шестиклассниц из Кентаки запустили на35 км шар в стратосферу и сфотографировали вид из космоса. Это был их летний научный проект. А другая десятилетка открыла сверхновую звезду. И она сейчас официально является самым юным открывателем сверхновой звезды в мире.

-Сами не хотели бы заведовать каким-то объединением?

Там такого нет. Меня просто пока никто не приглашал. А ловить где-то детей и рассказывать им про науку, наверное, не совсем правильно (смеётся).

-Каковы перспективы, на ваш взгляд, развития нашего НОУ?

Я вижу, что город растёт, строится, а соответственно должна быть и университетская, школьная подготовка к науке. Я считаю, что НОУ будет продолжать развиваться дальше.

-С чем связан ваш нынешний визит в Россию?

-Меня пригласил Челябинский университет на читательскую лекцию.

-В Россию не хотите вернуться?

Я уехал в Америку из Крыма, поэтому сюда мне некуда возвращаться.

-Вы являетесь лауреатом премии СССР за предсказание спутников Урана. Как вам это удалось?

Да мне самому интересно, как я так ухитрился. После того, как я поступил в московскую аспирантуру, передо мной поставили задачу: изучить кольца Сатурна. Вот те два кольца, которые вы видите через телескоп не расслоены. А вояджер приблизился, сфотографировал и передал по радио картинки, которые оказались, как граммофонная пластинка, то есть  расслоены. Это было очень интересно. И мой научный руководитель Фридман был большой специалист по плазме, по её устойчивости, он сразу понял, что кольца прошли какой-то этап, когда расслоились на отдельные колечки. Он поставил передо мной задачу вывести теорию движения динамики таких колец, то есть, выяснить, почему возникли такие полоски. Ой, это было непросто! Несколько лет понадобилось для того, чтобы понять, что кольца Сатурна расслаиваются примерно по тем же причинам, что и появляются полоски на шкуре тигра, потому что, оказывается, и там, и там действуют примерно одинаковые математические соотношения, когда у вас есть диффузия частиц или химические реакции. После колец Сатурна наш вояджер полетел к кольцам Урана. Это был 86-й год. А кольца Урана очень интересны, они абсолютно не похожи на предыдущие. И вот в 77-м году астрономы предсказали, что Уран, который ползёт по небу, вот-вот загородит небольшую звёздочку. Они стали наблюдать процесс затмения звезды Ураном и заметили, что звезда, погасла 7 раз перед планетой, потом загородилась ею и погасла 7 раз после неё. Ну и тут стало понятно даже последнему двоечнику, что вокруг Урана есть 9 узких колец. Их радиусы были измерены, оптические толщины также были измерены, и получилось, что эти колечки абсолютно не похожи на кольца Сатурна.

На беседе присутствовал заведующий кафедрой теоретической физики ЧЕЛГУ, профессор, доктор физико-математических наук, бывший преподаватель Николая Горькавого Александр Дудоров. Он заметил оговорку ученика и, как в былые времена, поправил его: «Как так, 7 раз погасла, а колец 9?»

Я сказал 7?

В зале зашумели, выкрикивая положительный ответ.

Вычёркиваем цифру 7, вставляем цифру 9. И мне, как специалисту в кольцах Сатурна, было страшно интересно: ну как же так, я вывел теорию, которая не объясняет расположение колец Урана. Вы чувствуете, что обида часто является двигателем развития человеческой личности? И я стал заниматься главной научной работой — думать. В один прекрасный день, большая вероятность, что это было воскресенье, я начал прикидывать все возможные внешние резонансы. Я составил некую табличку и заметил, что резонансные орбиты для каждого кольца попарно совпадают друг с другом. Когда эта мысль проникла в мой мозг, я выделил из этих отбит несколько наиболее достоверных и понял, что в этих точках располагаются невидимые спутники, которые неким образом определяют расслоение колец. Позже вояджер открыл 10 спутников именно там, где мы и ожидали.

-Расскажите поподробнее о своей работе в NASA.

Я начал сотрудничать с NASA где-то в середине 90х. И тут возникла очень интересная проблема. Сейчас на орбите летает Хаббл, но он старится, и всегда нужно думать о том, что ты выпустишь потом. А американские астрономы экспериментаторы очень амбициозные люди, которым всегда хочется, чтобы следующий телескоп был в 2 раза больше, чем предыдущий и в 4 раза лучше. И естественно, что никто не даст на проект денег в 100 раз больше, приходится выдумывать маленькие хитрости. Сейчас мы разрабатываем сверхлёгкий телескоп со сверхлёгкими зеркалами.

Николай Горькавый также рассказал ребятам о своих книгах. Как оказалось он весьма популярен среди школьников. Его «Астровитянку» читали очень многие воспитанники ДПиШ. Автор упомянал в рассказе о своём детстве тот факт, что очень любил читать, и в основном — фантастику. Поэтому не возникло даже вопроса по поводу литературных наклонностей Горькавого. Одной из его целей написания знаменитой трилогии было желание донести научные факты до ребёнка путём общения на простом, доступном языке. Кажется, у автора это получилось, ведь даже Александр Дудоров говорит о его выступлении: «Я с удовольствием наблюдаю его встречи. Он объединяет, на мой взгляд, две, казалось бы, противоположные вещи: глубину научного понимания и фантастическую доходчивость, то есть он умеет разговаривать с людьми разного уровня образования. Это очень хорошо, и мне приятно».

Анастасия Шкитина

Вам также могут понравиться эти

X