Одним воскресным днем - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьОдним воскресным днем

Одним воскресным днем

Имена и годы жизни изменены из этических соображений
Воскресным майским днем я оказываюсь там, где не думала оказаться, но у меня есть задание, а поэтому я даже не теряюсь в непонятных дорожках, ведущих все дальше в небольшой лесок. Буквами без засечек надпись надо мной – «Кладбище Митрофановское».


Черная лента «Любимому художнику» лежит около мусорки. Баки заполнены венками и цветами. Букет из разношерстных букетов внутри большой металлической бакообразной вазы образует новую цветочную композицию. Около одной из могил стоит банка черной краски марки «Расцвет».
«Доля матери светлая пытка. Я достойна ее не была. В белый рай отворилась калитка, Магдалина сыночка взяла». «От братвы и близких». «Любимому деду, отцу и мужу». Высокие железные башни-надгробия, могильные камни, мраморные плиты. «Каждое надгробие похоже друг на друга, каждое надгробие отличается от другого такого же».


Идея поехать на кладбище пришла спонтанно. Такой же спонтанной и вышла прогулка. Без четкого плана и понимания цели визита. Нужно просто ходить и смотреть.

На надгробии изображены две женщины – судя по датам, мать и дочь, – умершие с разницей в 13 лет. Около могилы лежат два маленьких медвежонка. Один белый и новый, второй тоже, очевидно, когда-то был белым, но сейчас однородно-коричневого пожухлого цвета. Один медвежонок уже отжил свое часть и на смену ему пришел другой, который будет так же стоять здесь и ждать, когда его сменит третий такой же. Круг жизни плюшевых медвежат.


«Парных» и «семейных» надгробий на кладбище немало. Комбинации разные: мать и дочь, муж и жена, родители и их дети. На одном из камней выгравированы четыре портрета. Мать Апраксия Семеновна Печинкина (1892-1960) и ее дети, Тимофей Сергеевич (1918-1941), Семен Сергеевич (1912-1941) и Людмила Сергеевна (1930-2020). На кладбище легко развить навыки быстрого счета. Вычел большее из меньшего – получил годы жизни. Мать пережила двух сыновей, они погибли в Великую Отечественную. На изображениях оба сына в буденовках.


Индийский монах Будда Шакьямуни говорил, что перед смертью все будем равны. Но равенства нет и после смерти.


Надгробия разной степени роскошности и засеянности пластиковыми цветами. Видно надгробия – таких немного – к которым уже давно не приходили. Пластиковые цветы образуют большой цветник на территории кладбища.


От родительского дня, который прошел не так давно, здесь осталось многое: хлеб и куличи на цветастых клеенках, новопосаженные в землю искусственные цветы неестественно фиолетовых и желтых оттенков, набитые доверху мусорные баки со старыми венками. Справа из очередного ряда захоронений выходит собака. Затем еще две, за ними еще четыре. Семь бездомных собак вышли и остановились напротив. Наблюдают.


Бежать в случае нападения некуда – между узкими пространствами калиток местами непросто даже ходить. Пока прокручиваю эти мысли в голове, собаки, очевидно, поняв бессмысленность растерзания заблудшей на кладбище души, уходят в другую сторону.


На фоне низких плит выделяются высокие надгробия. У мужчин на изображениях выразительные усы, темные пронзительные глаза и сильный мужественный взгляд.


Кладбище находится среди деревьев. Здесь тихо и спокойно. Поют птицы, не светит яркое солнце. От почти лесного воздуха невыносимо раскалывается голова, мошки и прочие насекомые, которые чувствуют себя естественно в среде обитания пытаются докучать своим присутствием. Две черных бабочки кружат друг за другом, играя в какую-то им одним понятную игру. На окраине кладбища, там, где слева захоронения, а справа уже ворота, появляется белая бабочка-капустница.

В основном на надгробиях написано только имя и годы жизни. Попадаются и уникальные захоронения: с изображениями фонендоскопа, мотоцикла, самолета. На задней стороне одного из надгробий изображен большой позед. Надпись: «Легенда Южно-уральской магистрали». Большой православный крест как изображение рода деятельности. Герой России с изображенным рядом с профилем беспилотником.


Почему люди не оставляют какую-то информацию об усопшем? Был тем, сделал это. Почему на большом кладбище изображений-«идентификаторов» так мало. Ответ приходит сам собой: после смерти это неважно. Поэтому так много эпитафий «Любимому папе/дедушке/сыну/племяннику». Поэтому так мало «мирских» достижений.


Мимо надгробий по широкой дорожке проезжают люди на велосипедах. Где-то здесь, по краю, обычно ходят лошади из конного клуба. Люди, вышедшие на пробежку, спокойно пробегают мимо кладбищенских табличек и черно-белых мраморных портретов. Смерть и жизнь сливаются здесь в одном месте. Почему-то не страшно. Спокойно и умиротворенно. Это место, где не хочется спешить – если, конечно, не пробегаешь мимо.

Еще раз посмотрев на разноразмерных медвежат, возвращаюсь к входу. Одно из первых захоронений – цветная фотография папы с дочкой. Умерли в один год. Девочке было восемь…

…Заметив на себе заинтересованный взгляд охранника, ухожу, чтобы не вызывать лишних вопросов. Прохожу несколько метров по тропинке, окруженной по бокам плотным рядом деревьев. Выхожу в цивилизацию. Здесь шумные автомобили и большой человекопоток. В мирских проблемах и достижениях тоже хорошо.


Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты