Особые дети с равными правами

Сегодня фраза «инклюзивное образование» у всех на слуху: её можно услышать по телевизору и радио, увидеть на баннерах социальной рекламы, прочитать в интернете. Всё дело в том, что законопроект об инклюзивном образовании, который обсуждался почти два года на различных уровнях, Госдума РФ планирует рассмотреть в осеннюю сессию. В ожидании этого события информационный центр «Благо74» собрал круглый стол, на котором работники коррекционных школ и представители Всероссийского общества инвалидов поднимали проблему особых детей и условий их обучения уже на местном уровне.

Под словосочетанием «инклюзивное образование» понимается процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, то есть, детей-инвалидов, ограниченных в тех или иных собственных возможностях. И если верить социальной рекламе, то основная проблема невозможности их интеграции в детские сады, МОУ СОШ, гимназии и лицеи – это низкий уровень толерантности. Причём не среди учеников, а среди их родителей, которые боятся, что их собственные дети в этом случае не дополучат должно внимания педагога. Такая проблема действительно существует, но она далеко не основная.

Основная проблема, как всегда и во всём – это деньги, финансирование. Особому ребёнку, будь он инвалид-колясочник или слабослышащий, требуется действительно особый подход и внимание. Психологи, врачи, тьютеры, оказывающие коррекционную и воспитательную помощь. Все эти люди должны значиться в штате и получать зарплату, а при нынешнем положении дел в школах и детских садах для них просто не находится ставки и места. И не стоит забывать о специальном техническом оснащении здания и кабинетов, которое тоже стоит денег.

По идеи, любой ребёнок и сейчас имеет право на посещение общеобразовательного детского сада и школы, родители сами вправе выбирать, куда отдать собственное чадо, и справка с диагнозом – это отнюдь не приговор к изоляции и обучению на дому. Но на деле оказывается, что большинство образовательных учреждений просто физически не в состояние принять детей, требующих особого внимания: не хватает вышеназванных специалистов, технической оснащенности, средств для внедрения всего этого в учебный процесс. Поэтому родителям зачастую отказывают по вполне объективным причинам,  они вынуждены отдавать ребёнка в коррекционные школы, которые способны предоставить все надлежащие условия.

И тут встаёт вопрос: в чём же проблема, если есть специальные учебные заведения (и их достаточно приличное количество для города), дающие хорошее образования в необходимых условиях? Чего ещё можно желать? Но не стоит забывать, что из детского сада и школы ребёнок выносит не просто знания и аттестат, но ещё умение контактировать с миром. Именно социализации не хватает особым детям, развивающимся в обособленном пространстве коррекционных школ и домашнего образования. А ведь только при должных социальных навыках любой человек может стать полезным для общества гражданином.

Занимателен тот факт, что при явной проблеме с детским инклюзивным образованием, высшее образование для особых студентов в нашем городе доступно. ЧелГУ, например, не просто организовывает курсы довузовской подготовки для таких абитуриентов, на которых их учат самостоятельной работе при сборе материалов к занятиям, использованию новых информационных технологий и контакту  с преподавателями и однокурсниками, но в его стенах уже обучаются около 170 студентов-инвалидов.

Маргарита Павлова, уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области, утверждает, что инклюзивное образование будет развиваться, но и коррекционные школы сохранятся. Ведь есть дети готовые к интеграции в обычные классы обычных школ, а есть – неготовые. И к тем и к другим, к каждому из них нужно искать индивидуальный подход, а не просто выполнять план распределения. Все представители организаций, спецшкол и управлений в один голос утверждают, что всё упирается в финансирование, которое должно последовать после принятия законопроекта об инклюзивном образовании. И тогда, пусть и не во всех школах и не в каждом классе, но хотя бы в некоторых, появятся дети с ограниченными возможностями, но с равными правами на жизнь, образование и радость общения.

Мария БАКАЧ

 

Документальный фильм «Есть право быть равным, создан по инициативе Маргариты Павловой, Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области, и рассказывает о проблемах внедрения инклюзивного образования в Челябинске.

http://youtu.be/g56TEIysvbY

Вам также могут понравиться эти

X