«Побег из Шоушенка» по-русски: как прошел закрытый кинофестиваль «Надежда» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовость«Побег из Шоушенка» по-русски: как прошел закрытый кинофестиваль «Надежда»

«Побег из Шоушенка» по-русски: как прошел закрытый кинофестиваль «Надежда»

Помните ту сцену из культовой экранизации повести Стивена Кинга, в которой герой Моргана Фримена находит послание своего сбежавшего друга Энди и отправляется ему навстречу к Тихому океану? Финальные кадры полны надежды. Человек, лишенный радости и цели в жизни, вновь обретает их, а по ту сторону экрана и мы расцветаем вместе с ним. Далеко не все истории заключенных даже в том же самом фильме заканчиваются на такой светлой ноте.

Об этой теме люди не говорят. Ее либо осознанно игнорируют, либо не задумываются о ее существовании. Но она есть, и имя ей — реабилитация бывших осужденных. Как человеку, попавшему за решетку, вновь вернуться к нормальной жизни, если работодатели с порога отсылают прочь, а знакомые смотрят с опаской? Статистика повергает в оцепенение: из-за отсутствия работы и временного жилья 65 человек из 100 снова совершают преступления.

Шестой год в России проводится кинофестиваль «Надежда». Его создатели транслируют мысль о том, что ошибки совершают все, но главное — желание и воля извлекать из них уроки. Творчество — это самый лучший способ познать себя и вырасти, не впасть в депрессию и начать диалог со зрителем, возможно, в чем-то повлиять на его взгляды. Авторам, осужденным на несколько лет, есть о чем поговорить. В их работах не так важна художественная составляющая, на первый план выходит человек со своей борьбой.

Большей частью участниками конкурса стали молодые люди, попавшие за решетку по 228 статье. Для некоторых приговор стал сильным ударом и пятном на репутации. Их шансом принять неизбежное, жить с ним и восстановиться впоследствии становится творчество.

Маргарита Павлова, организатор

В этом году на фестиваль было отправлено около 40 работ. Помимо Челябинской области заявки поступили из Кировской, Свердловской, Ивановской областей, Хакасии, Удмуртии и других регионов России. Жюри отметило несколько роликов, каждый из которых наглядно показал разные грани одной большой темы.

По словам ведущей и организатора Маргариты Павловой, по совместительству уполномоченной по правам человека в Челябинской области, киноискусство призвано стать ниточкой, с помощью которой участники могут преодолеть свою изолированность. Подобной практики в России еще не было, но за шесть лет она показала свою эффективность.

 

Павел Сумской, член жюри:

«Изначально фестиваль посвящен творчеству осужденных, но очень здорово, что появляются и более профессиональные работы. Мы игнорируем эту грань. Это огромный мир. Очень важно, чтобы мы не чурались этих людей. «Экран» по словарю — плоскость, разделяющая две среды. Я хочу чтобы сегодня экран стал мембраной живого организма, которая позволит нам услышать их, услышать часть огромного потайного общества».

Гран-при фестиваля в этом году взяли сразу две работы. Первой из них стала «Держи мою руку» — история материнской любви и веры, напоминание каждому о самом важном человеке в жизни. Несмотря на непрофессиональный монтаж и популярную тему, искренность картины вызвала самые теплые впечатления у зрителей.

Антон Рушанин, член жюри, актер:

«Если бы такой фильм показали в широком прокате, то не было бы 80 процентов преступлений. Мы нуждаемся в творчестве и историях этих людей».

Вторая отмеченная жюри работа называется «И снова зона». Это документальный материал, не совсем стандартный формат для «Надежды», потому что он подготовлен не осужденным человеком, но заинтересованным журналистом. В фильме наглядно демонстрируются социальные проблемы, связанные с возвращением человека обратно в общество: отсутствие жилья, почти полная невозможность найти работу и отсутствие каких-либо государственных программ реабилитации.

Также члены жюри заострили внимание на сложности выбора лучшей ленты. Из-за ограниченного доступа к технике и неопытности участников эстетичность картинки не являлась главным критерием оценки. Здесь на первый план вышла задумка автора, искренность и эмоциональный потенциал, заложенный им в работу.

Для самих участников фестиваль стал надеждой, что напрямую отражается в его названии. Для случайного наблюдателя он станет открытием: скорее всего вы никогда бы не задумались о том, что рассказали авторы кино. Как бы то ни было, по итогам фестиваля можно сказать, что дело двигается с мертвой точки, и с людей за решеткой постепенно снимается статус невидимок в обществе.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты