Поколение «П»: Пелевин, Пепси и хромой пес с тремя лапами - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьПоколение «П»: Пелевин, Пепси и хромой пес с тремя лапами

Поколение «П»: Пелевин, Пепси и хромой пес с тремя лапами

В 1999 году Виктором Олеговичем Пелевиным был издан его небезызвестный роман «Generation «П». О чем это произведение, какие проблемы оно затрагивает и насколько актуально сегодня? Об этом и многом другом в приведенной ниже рецензии.

В чем суть названия?

Роман получил название  «Generation «П», что переводится как «Поколение П». Автор не дает точного объяснения названия, однако на первой странице описывается одна из версий значения этого таинственного «П»:

«Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу – и выбрало «Пепси».

Можно предположить, что «П» – это «Пепси», но по ходу чтения романа возникают и другие варианты интерпретации. В итоге каждый читатель видит свое значение названия.

Лично у меня, несмотря на загадочное «П» в заглавии, с первых строк романа в голове начала складываться четкая картинка.

О чем повествует?

В этом романе автор рассказывает о судьбах своих современников. Поколения, в котором ценности обесценились, а ценным стало то, что когда-то презиралось. Поколения потребления. Поколения П.

«У поколения «П» на самом деле не было никакого выбора, и дети советских семидесятых выбирали «Пепси» точно так же, как их родители выбирали Брежнева».

Мне кажется, что Виктор Пелевин выбрал один из самых печальных периодов истории России. Кризис, голод, криминал – все это оставило глубокие шрамы в истории нашего государства, которые и поныне дают о себе знать.

Я считаю, что поколение «П» не ограничивается выходцами эпохи, описанной в романе. Нынешние молодые люди, которые являются потомками «персонажей» книги, мало чем отличаются от них.

Кто главное действующее лицо?

Главный герой романа представлен как собирательный образ всего поколения. Это интеллигентный молодой человек, выпускник литературного института, оказавшийся не востребованным в обществе. Поэтому он устраивается работать обычным продавцом ларька.

Этот молодой человек обладает довольно необычным именем – Вавилен Татарский, где «ва» – это Василий Аксенов, а «вилен» – В. И. Ленин. Также данное имя созвучно с названием города Вавилон, упомянутого в книге далее. Хотя сам автор и отрицает наличие «героев» в своем романе, называя их персонажами, но именно Вавилен Татарский является главной действующей фигурой.

«Татарский знал, что он не востребован эпохой, но успел сжиться с этим знанием и даже находил в нем какую-то горькую сладость».

Если честно, в образе Татарского я нахожу что-то знакомое. К этому персонажу я испытываю одновременно сочувствие и восхищение. Мне жаль его потому, что он не принят эпохой. На самом деле, я тоже иногда задумываюсь: а в то ли время я родился? Найду ли я себе место в нем? Но несмотря на эту противоречивость, Татарскому удалось найти выход из своего положения. Он не пропал в окружающем его обществе и, используя свой талант, стал полезен современникам. В этом плане я хотел бы быть похожим на Татарского и открыть в себе то, что будет принято моим окружением. К этому я медленно, но верно иду.

Какова основная тематика сюжета?

По сюжету Вавилен с помощью друга открывает у себя талант в написании рекламных слоганов. Его приглашают в рекламное агентство, в
котором он довольно успешно работает. Обойдемся без спойлеров и скажем, что Вавилен продвигается по карьерной лестнице. Но чем больших успехов он достигает, тем больше вопросов возникает у него. Кто управляет всей сферой рекламы и обществом в целом? Существуют ли на самом деле те политики и общественные деятели, которых мы постоянно видим в экранах телевизоров?

Также Вавилен постигает мир с помощью различных психотропных средств, под влиянием которых он находит некоторые ответы на интересующие его вопросы.

Сначала сюжет давался мне довольно тяжело, но с каждой страницей я все глубже погружался в события романа. Постепенно эта история становилась все понятней и увлекательней.

Немного о национальной русской идее

В произведении особую роль занимает тема определения национальной идеи в России.

«За каждыми деньгами на самом деле стоит какая-то национальная идея. У нас раньше было православие, самодержавие и народность. Потом был этот коммунизм. А теперь, когда он кончился, никакой такой идеи нет вообще, кроме денег».

Действительно, даже сейчас для русского народа актуальна эта проблема. Национальная идея в России существовала на протяжении многих веков, именно она делала русский народ отличным от других. В цитате выше это изложено очень точно: монархия, империя, коммунизм – при всем этом в стране была национальная идентичность. После развала СССР мы ее потеряли.

Люди пытались различными способами избавиться от своего прошлого, заменив его чем-то новым. Однако проблема в том, что это новое перенималось у других народов, в основном – с запада. Эти идеи не находили настоящего отклика у россиян и никак не приживались. С тех пор заменой национальной русской идеи стала перекроенная копия западных идеалов, зачастую доходящих до нас с опозданием на 10-20 лет.

Если посмотреть на нынешнюю ситуацию (об опыте 90-х годов, увы, я судить не могу), то все это бросается в глаза. Все, что окружает нас, попросту «не наше». Как бы грубо это ни звучало, мы стали неким «жалким подобием». Музыка, кино, манеры поведения, речь и многое другое сейчас заимствовано у других народов.

Сцена из романа с обстрелом памятника Петра I, на мой взгляд, четко дает понять, что наш народ в прямом смысле уничтожает свое многовековое прошлое, уничтожает основу своей национальной идентичности, уничтожает себя. Уже долго русский народ пытается возродить эту самую идею, которая ранее вынашивалась множество столетий, но, на мой взгляд, этот процесс затянется еще не на один десяток лет.

Как все это подается?

Виктор Олегович использует довольно разнообразные творческие методы в романе. Наблюдается множество стилей (дискурсов):

  • Рекламный с огромным количеством слоганов к существующим и вымышленным брендам;
  • Научный, которым автор описывает методы воздействия рекламы на человека, а также идею вау-факторов
  • Мифологический. В романе существенную роль играет мифология и эзотерика (бог Энкиду, богиня Иштар, сирруф, а также некий «хромой пес с пятью лапами»)
  • Разговорный. Автор не брезгует употреблять в своем сочинении просторечные выражения, различные ругательства и подобные «нелитературные» приемы. Они показывают всю сущность и культуру описанных персонажей.

Также можно наблюдать и другие стили, но все они лишь производные от указанных выше. Из такого разнообразия следует вывод: каждый воспринимает данное произведение по-своему. Для кого-то это философская фантастика, кто-то видит в романе политическую сатиру, а для кого-то это глубокая эзотерика и надругательство над рекламой.

Я думаю, что такой ход делает произведение разнообразным. Автор разбавляет диалоги простых людей описанием концепций рекламы, а обращение к мифологии помогает разнообразить описание рекламных слоганов. Это делает роман еще интереснее: ведь так его не скучно читать и каждый может найти для себя что-то интересное.

Больше всего мне понравилось описание вау-факторов. Несмотря на сложный научный язык, из этих моментов я обогатил свои знания об обществе потребления и обнаружил сходство многих современных людей с так называемым «субъектом номер два». Страшно осознавать, что у меня есть знакомые, которые подходят под это описание.

Как показана реклама в произведении?

Рекламе Пелевин отвел довольно важную роль в «Generation «П». Она, как мне кажется, используется в романе для того, чтобы высмеять общество потребления, которое в то время активно развивалось. Особое место занимает раскрытие термина «Homo Zapiens» – типичного потребителя, который идентифицирует себя так:

«Я – тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду».

Иными словами, в таком обществе не ценятся никакие моральные и духовные качества, а значение имеют лишь определенные материальные блага. Важно даже не конкретное обладание каким-либо предметом или вещью, а сам факт траты денег. Чем больше сумма – тем больше удовольствие. Такая ситуация довольно точно описывается словами: «Я потратил больше денег, значит, я лучше».

«Современный человек испытывает глубокое недоверие практически ко всему, что не связано с поглощением или испусканием денег».

Конечно, я не нашел сходства между показанной в романе рекламой и той, которую мы можем наблюдать сегодня. Слова автора о рекламе я воспринял как высмеивание ее идеалов и сатиру над влиянием рекламы на общество. Снова скажу об актуальности: она присутствует и здесь. Ведь сейчас реклама повсюду ­­– невозможно провести ни минуты жизни в современном обществе и не наткнуться на очередное объявление. Она заняла все столбы, журналы, телепередачи, интернет-сайты, соцсети и даже музыку.

Актуален ли роман сегодня?

На мой взгляд, этот замечательный роман будет актуален все время, пока существует так называемое «общество потребления», реклама и PR.

«Жизнь становится все скучнее и скучнее, а люди – все расчетливее и суше».

Для меня роман «Generation «П» был первым опытом знакомства с творчеством Виктора Олеговича. Он заставил меня задуматься о многих вещах. Также я решил продолжить знакомство с творчеством этого автора.

Вместо вывода

Я бы порекомендовал ознакомиться с романом «Generation «П» любому современному человеку, так как поколение «П» существует и поныне, развиваясь дальше. Как студент факультета журналистики я считаю, что чтение этой книги будет не только приятным, но и очень полезным для тех, кто так или иначе связан со СМИ и рекламой.

В целом, роман – грубое и точное отражение всей сути рекламы, общества потребления и поколения России 1990-х годов.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты