Большинство из нас зачастую видят родной город через окно автомобиля и поэтому не обращает внимания на, казалось бы, привычные вещи – старые здания, памятники, деревья. А ведь это все – наша история. Это наш город со своей многовековой историей, которая хранит в себе множество интересных фактов и подробностей.
Я думаю, что каждому из нас иногда стоит нарушить привычный ход вещей и обратить внимание на то, что находится вокруг. И в первую очередь заинтересовать могут улицы и дома, знакомые с детства.
Начнем нашу прогулку с сердца Челябинска – Миасса. Возникнув в 1736 году на берегу реки в виде небольшой деревянной крепости, Челябинск постепенно рос и развивался, но все же не смел удаляться далеко от нее на протяжении еще полутора столетий.
Дом с мезонином может служить примером зависимости горожан от реки. Это здание, расположенное на перекрестке улиц Цвиллинга и Труда (а до революции – Сибирская и Большая), является одним из немногих сохранившихся трудов уральских зодчих. Ему уже более 200 лет. В 1918 году здесь был революционный штаб защиты города, а потом – горком партии большевиков. Вот поэтому дом и сохранили для благодарных потомков.
Это здание – дом Жуковских. Построил его в 1780 году сам Василий Жуковский – тезка известного русского писателя. А более известный Жуковский, писатель, в Челябинске тоже бывал, но только проездом, когда сопровождал путешествующего по стране цесаревича.
Хозяин же дома, Василий Жуковский, был уездным лекарем и прибыл в Челябу, чтобы бороться с моровым поветрием – сибирской язвой. В этом доме родились трое его сыновей, которые сделали впоследствии хорошую карьеру. А мезонин в доме появился в 1822 году.
По соседству с нынешней улицей Цвиллинга расположилась одна из старейших улиц города – улица Кирова (в прошлом Уфимская). Свое название, знакомое всем, улица обрела в 1934 году в память о государственно-партийном деятеле С. М. Кирове.
Сейчас это чуть ли не единственный хорошо сохранившийся участок дореволюционной застройки, состоящий всецело из бывших торговых заведений.
Но уделяя много внимания строениям, не стоит забывать и о представителях живой природы Челябинска.
Когда в следующий раз будет проезжать мимо остановки «Публичная библиотека», присмотритесь к деревьям, растущим возле. Это японские сосны. Им уже более 100 лет. Как известно, определить возраст деревьев можно, сосчитав годовые кольца. Но никто этого не делал. А как узнали их возраст? Дело в том, что эти сосны имеют свою богатую историю.
В 1905 году под звуки вальса «На сопках Маньчжурии» в Челябинск прибывали эшелоны с ранеными. В одном из частных домов города неподалеку от вокзала расположился импровизированный госпиталь. Русский офицер – жертва буржуазной революции, чувствуя, что конец его близок, передал хозяину дома мешочек с семенами сосны, которые он привез с Дальнего Востока. С разрешения городского головы Александра Францевича Бейвеля сосны были посажены на обочине улицы.
С тех пор деревья пережили не одну историческую эпоху. Мимо них маршировали с красными флагами революционные рабочие. Уходили на фронт добровольцы Челябинского танкового корпуса. Застали они и первомайские демонстрации, и митинги перестройки.
Японские сосны живут 300-400 лет. Так что они будут радовать своей красотой еще не одно поколение горожан. Хотелось бы, чтобы кто-нибудь рассадил семена этих деревьев в других местах Челябинска – в парках, скверах, на улицах. Японские сосны органично вписываются в стилистику нашего города, придают ему яркий, неповторимый колорит.
Начиная с момента строительства Транссиба, Челябинск развивался, прежде всего, как промышленный центр. Но это не единственный повод для гордости. Уникальные архитектурные и скульптурные сооружения, обширные и разнообразные парки и скверы. Со временем наш город превратился в современный мегаполис с более чем миллионным населением. Но это еще не конец: Челябинск продолжает расти и меняться в лучшую сторону.
Максим Ястребов