Путешествия Гулливера: новый взгляд на старую книгу - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьПутешествия Гулливера: новый взгляд на старую книгу

Путешествия Гулливера: новый взгляд на старую книгу

В школьной программе среди прочих выделяется роман знаменитого английского писателя Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Сначала может показаться, что это обыкновенная книжка о забавных приключениях веселого человека, но на самом деле тут кроется сатиры и смысла не меньше, чем в «Скотном дворе» Оруэлла.

Небольшой экскурс в сюжет: главный герой Лемюэль Гулливер за время своих невероятных путешествий попадает в 4 разные страны, описанные в соответствующих частях книги: страну чересчур низких (Лилипутию), страну чересчур больших (Бробдингнег), страну чересчур задумчивых (Лапуту) и страну разумных лошадей (гуигнгнмов). Автор изначально позиционировал свое произведение как сатирическое, и поэтому неудивительно, что все страны, за исключением последней, олицетворяют какие-либо людские пороки: жадность, глупость, упрямство, корысть, каждый из которых автор высмеивает.

С хорошей сатирой в условно детской литературе сталкиваешься нечасто, однако самое интересное начинается, когда мы доходим до четвертой главы.

Фото взято с сайта ru.wikipedia.orf

Путешествие в страну гуигнгнмов резко контрастирует со всеми предыдущими, ведь это единственная часть, в которой Свифт ничего не высмеивает. Напротив, это, как он сам пишет, пример идеала, к которому нам всем стоит стремиться. А идеал этот — общество разума и взаимного уважения. У гуигнгнмов нет сложных наук, нет государства, нет культуры. Но зато они умны, благородны и умеют жить в абсолютной гармонии с собой, своими семьями и соседями. Забавный факт: у разумных лошадей даже нет слов, обозначающих конфликт или разность мнений, потому что они слушают лишь свой разум, а разум в любом случае приходит к единственному верному решению. Давным-давно гуигнгнмы решили, что им нужно ограничить рождаемость и для этого установили правило: одна семья — два ребенка. В случае, если по какой-либо причине детей в семье было меньше, соседские кобылы рожали их за них и отдавали на воспитание. Такие они добрые и отзывчивые. Более того, изначально те приняли Гулливера за еху — человекоподобных чудовищ, которых местные используют как скот, но, заметив в нем «некие зачатки разума», сразу же признали его и выходили, окружив всеми возможными удобствами. Такие они великодушные.

Фото взято с сайта севкиц.рф

Получается, что идеал Джонатана Свифта — отсталое первобытное общество, члены которого не стремятся подчеркнуть особенности своей личности, даже наоборот  — они хотят унифицировать каждого. И на это главный герой, здесь тождественный автору, готов променять общество людей, имеющее пусть много недостатков, но и не меньше достоинств. В свое время на роман с мощной критикой обрушились как клерикалы, так и либералы, и все как один обвиняли Джонатана в неприкрытой мизантропии, что тот и не отрицал.

Такая реакция была у современников Свифта, но не стоит забывать, что с момента написания романа прошло почти 300 лет, и поэтому подобный подход к роману мог вполне устареть. Возможно, это сатира в сатире, насмешка над насмешкой, ловко запрятанная автором в книге? В четвертой части между гуигнгнми разгорелись жаркие дебаты по поводу вопроса еху: стоит ли их полностью истребить? Свифт же сам писал, что между ними не бывает споров! Несостыковка. А главный герой? Все свое пребывание там он старался стать как гуигнгнм, но так и не смог, из-за чего на дебатах о еху его решено было выслать с острова, чему он не смог воспротивиться. Барахтаясь на бескрайних просторах моря в своей маленькой лодке, он и не надеялся на спасение, когда его снова, уже в четвертый раз за всю книгу, заметили моряки. Однако рад он не был: ему пришлось вернуться в общество мерзких еху, он возненавидел свою любящую семью, а лучшим другом ему стала обычная лошадь, напоминающая гуигнгнмов лишь внешним видом, а не умом. Разве это не насмешка над слепой погоней Лемюэля за недостижимым идеалом? Разве это не констатация того, что человеконенавистничество несет за собой лишь саморазрушение, ведь сам ненавидящий — человек?

Хочется лишь добавить, что иногда бывает полезно вернуться к подобным, на первый взгляд, детским книгам, ведь таковыми они могут оказаться лишь на этапе первого впечатления.

Павел Злобин

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты