Ежедневно мы, сами того не замечая, делаем много всего: передвигаемся, читаем, дышим. Все эти функции настолько привычны для большинства, что они обесцениваются. Тем временем, в нашем городе есть люди, для которых каждая мелочь важна, каждый шаг является трудным. Это люди с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня – международный день инвалидов. Много ли мы знаем об этих людях?
Мы видим их на улице, в школах, в больнице. Реже – в театре или в кино. По данным Министерства образования, в Челябинской области около 9% детей с ограниченными возможностями здоровья от общего числа детского населения. Причем большая часть из них получает квалифицированную помощь специалистов. В каждом районе нашего города есть специальные центры, оказывающие помощь детям и их родителям. О работе одного из них рассказала руководитель психолого-медико-педагогической консультации Калининского района Анна Волович:
— К нам в центр приходят дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалиды. Дети с ОВЗ – это ребята с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми дефектами речи, с задержкой психического развития и другими проблемами здоровья. Данные нарушения могут иметь разную выраженность и могут привести к инвалидности. В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и инвалиды.
В школах города есть так называемые коррекционные классы. Также дети с ограниченными возможностями здоровья посещают дополнительные занятия и могут учиться в обычном классе. Педагоги помогают им адаптироваться в классе, выстроить хорошие отношения с другими ребятами. Но всегда ли это приводит к положительным результатам?
Давайте посмотрим, как прохожие ответили на подобный вопрос: что, если вместе с вашим ребенком будет учиться ребенок-инвалид?
— Я вижу, что родители очень часто приводят своих детей-инвалидов в церковь. Сердце сжимается от боли при взгляде на них. Мой ребенок уже большой, и с ним в классе не учились дети-инвалиды. Но если бы учились – мне бы хотелось им помочь, пожалеть. Хотя это должно делать наше государство, необдуманно растрачивающее средства на собственные нужды.
— Жалко людей. В наше трудное время тяжело им приходится. И родителям их тоже. Сейчас даже здоровым людям тяжело выжить, а инвалидам вообще не устроиться на работу. Практически всю жизнь вот так вот будут маяться. Если бы с моими детьми учился ребенок-инвалид… все было бы нормально, я думаю. Инвалиды – такие же люди, просто оказавшиеся в несколько другом физическом положении. Надо благожелательно относиться к ним, с пониманием.
— Часто вижу инвалидов в храме. Считаю, что жалеть инвалида – не совсем правильно. Каким Бог создал человека, такой он и есть. Может быть, это нам в назидание, чтобы мы, глядя на таких детей, о чем-то задумывались. Что мы с руками, с ногами, на что-то жалуемся. А эти дети, как правило, более крепкие. Смотришь на них – вроде бы они маленькие, а у них есть чему поучиться. И если бы в одном классе с моим ребенком был ребенок-инвалид, я бы не видела в этом ничего странного. Им нужно учиться, а как же? Я не считаю, что инвалидность – это препятствие. Они точно такие же дети, как все остальные.
В повседневной жизни мы часто становимся свидетелями того, что люди не знают и не понимают проблем и особенностей детей-инвалидов. Зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья – очень сильные ребята. Они радуются каждому прожитому дню, минимум времени посвящают раздумьям о своей болезни. Что же, в таком случае, мешает нам принять этих детей в свое общество? Почему нельзя подойти к больному ребенку и поговорить с ним, поиграть? Думаю, что настало время, чтобы каждый из нас осознал важность этих вопросов.
Каждому нужно знать, что дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке специалистов: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Задача службы сопровождения детей – учесть все тонкости обучения и воспитания такого ребенка. И, конечно, этим детям важно общение с миром, понимание и забота. Стоит начать с самого себя, относиться с добром ко всем окружающим. Все решается совместными усилиями, начиная с малого – семьи, и заканчивая большим – обществом.
Варвара ГОРНОВАЯ