Андрей Сафонов: Советы начинающему журналисту - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьАндрей Сафонов: Советы начинающему журналисту

Андрей Сафонов: Советы начинающему журналисту

Подведение итогов журналистского конкурса – повод для оценивающего работы скорчить умную мину и, почесывая по привычке будущую лысину, порассуждать о критериях качества текста.

[row]
[column lg=»8″ md=»12″ sm=»12″ xs=»12″ ]

Как экономить слова?

Начнем с самого банального. Во-первых, стоит обходиться без лишних слов. Например, в репортаже вместо фразы «У ворот зоопарка стоял верблюд» лучше написать «У ворот зоопарка —верблюд». Согласитесь, животина та же, но читать про нее проще, потому что слов меньше.

Понятие «животина» здесь не случайно. В нем — суть второго правила: заменять повторяющуюся в одном абзаце лексику синонимами. Они помогают избавить публикацию от монотонности и добавить смысловых оттенков. Синонимы в тексте —как приправы в лапше быстрого приготовления: чем разнообразнее, тем сильнее цепляет.

Третий постулат: одна мысль — одно предложение. Не следует на бумаге несколько раз пересказывать написанное. Пусть даже другими фразами.

[/column]

[column lg=»3″ md=»12″ sm=»12″ xs=»12″ ]
жур-сафоновАндрей САФОНОВ,
обозреватель газеты «Челябинский рабочий»

[/column]
[/row]

Четвертое: старайтесь избегать длинных и сложных предложений. Ставьте точку там, где есть возможность: сэкономите на союзах и облегчите читателю жизнь.

Пятое: не используйте слов, которыми пестрят официальные документы. Страшно смотреть на конструкции «в МБОУ СОШ номер…», «в рамках празднования Дня города», «в связи с модернизацией школьной столовой» и тому подобные. Отучиться излагать мысли так, будто выступаете с официальным отчетом, просто. Представьте, что общаетесь не с читателем, а, скажем, с подругой.

«Ты завтра идешь в нашу МБОУ СОШ в рамках возобновления учебного процесса в контексте начала третьей четверти?», — непринужденно спрашиваете ее, доставая из ушей гарнитуру нового мобильника.

Видите ее лицо? Вот, у читателя оно примерно такое же, когда он сталкивается с аналогичным стилем в вашей публикации. Исправить все просто: заменить канцелярские выражения на самые обычные из богатого русского языка.

Репортаж как цветное кино

Будет замечательно, если вам удастся овладеть не одним, а несколькими жанрами. Особенно теми из них, которые любит читатель, но редко используют журналисты. Самая яркая, динамичная и доступная даже для начинающего корреспондента форма подачи материала — репортаж. Задача автора — дать читателю возможность почувствовать себя на месте происходящего. Не рассказать о чем-то, не описать что-то, а показать с помощью слов быстро меняющуюся картину события.

Сделать это очень просто. Глаголы используем только в НАСТОЯЩЕМ времени. Есть колоссальная разница между «пробежал» и «пробегает». Первый вариант — о прошлом, и очень сложно добиться эффекта присутствия читателя в том, что уже прошло. Второй — ощущение настоящего с возможностью на себе почувствовать пульс действия.

Другая важная черта репортажа – обилие ярких и конкретных деталей. Вернемся к нашему животному. Сравните две картинки: «У ворот зоопарка – верблюд» и «У решетчатых, поскрипывающих на ветру ворот зоопарка верблюд. Его горб покрывает красная с желтым орнаментом попона. Шерсть с левого бока слегка слезла и теперь топорщится желтыми с буроватыми оттенками клочками. Это обстоятельство его, кажется, не волнует. Он взирает на посетителей с равнодушием животного, куда лучше их приспособленного к жизни». Последние два предложения — авторское восприятие (его можно транслировать менее навязчиво и более креативно). Но первые несколько фраз создают рельефную в цветах картинку. Причем чем конкретнее оригинальные детали и чем их больше, тем интереснее текст, потому что показываемая ситуация из абстрактной и обыденной превращается в уникальную. Уникальное — всегда в новинку, а все новое — интересно. Заметьте: демонстрируем пока лишь статичную фигуру. Но представьте, какой получим эффект, если вокруг этого жующего персонажа развернется реальное действие!

Человек есть то, как он говорит

Говоря об интервью — одном из популярнейших в журналистике жанров — разрушим один стереотип: «Интервью делать легко». Казалось бы, действительно, ничего сложного: придумал вопросы, задал их умному человеку, записал ответы на диктофон, потом перенес их на бумагу.

Но есть несколько нюансов. Во-первых, важно четко понять, о чем хотите поговорить с человеком. Подчеркну: не какие вопросы задать (это вторично), а о чем говорить. Ответ на это самое «о чем?» должен быть, во-первых, предельно конкретным, во-вторых, выражен в одной фразе.

Предположим, готовитесь взять интервью у одноклассника, победившего в престижных соревнованиях по боксу. О чем будем говорить? Допустим, о факте победы. Фраза одна, но конкретики мало. Что именно нас интересует в информационном поводе, на основе которого мы делаем интервью? То, как он это сделал. А почему нас это интересует? Очевидно же: победил, потому что хорошо боксирует. Что здесь необычного? А то, что на его победу никто не рассчитывал, и она стала пусть маленькой, но сенсацией. Именно природа этой сенсации, механизм появления из ничего нечто и есть тема интервью. Обратите внимание: чем конкретнее мы ее сформулировали, тем больше у нас возможностей для обобщений, а значит, шансов сделать беседу интересной даже для тех, кто бокс на дух не переносит. То есть, не о боксе и даже не о боксере речь, а о том, как человек растет в любимом деле. А это касается и интересует многих. На основе этого и фактов биографии героя (их мы собираем до беседы) и решаем, о чем спрашивать.

В ходе интервью собеседника внимательно слушаем. Задаем дополнительные вопросы. По итогам встречи определяем, что из сказанного наиболее интересно (это обязательно должно войти в материал, а другими, менее интересными фрагментами беседы можно пожертвовать).

Излагаем текст интервью. Важно сделать это так, чтобы сохранились особенности речи вашего героя, его манера говорить, привычка использовать те или иные слова, образы, сравнения. Человек — не только то, что он говорит, но и то, как говорит.

Самое сложное в журналистике

На большинстве журналистских конкурсов очень ценятся те материалы, где поднимается важная, может быть, даже болезненная тема. А еще лучше, когда журналисту серией своих публикаций проблему удается решить: защитить человека, помочь ему найти выход из трудной ситуации, поддержать.

Появление такого текста для юного журналиста — пусть маленький, но все-таки подвиг. Особенно, если за так называемый «вынос сора» довелось выслушать порицания от авторитетных, но в глубине души не очень смелых людей. Их нужно выслушать, учесть их мнение, все обдумать, посоветоваться со старшими и написать на газетной странице то, что велит совесть. Пожалуй, это самое сложное, чему предстоит научиться, овладевая профессией журналиста.

Напоследок задание. Вернитесь к первой главе. Перечитайте правила хорошего текста. Найдите в этой публикации отступления от них. Перестройте предложения так, чтобы читать стало проще и интереснее. Удачи!

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты