«Технологические звоночки»: Есть ли в СМИ место науке? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовость«Технологические звоночки»: Есть ли в СМИ место науке?

«Технологические звоночки»: Есть ли в СМИ место науке?

Средства массовой информации признаны четвертой властью, формирующей наши взгляды и мысли вплоть до восприятия окружающего мира. Но в последнее время среди граждан, особенно молодежи, прослеживается неприязнь к работе СМИ. Оправданы ли эти замечания? Действительно ли СМИ не пытается пропагандировать необходимую для саморазвития информацию, не старается увлечь публику получением толковых знаний?

Выяснить это мы постарались на примере того, как средства массовой информации, по мнению самих граждан, способствует их интересу к науке, которая приобретает все большую ценность в наше прогрессирующее время.

Перед молодыми людьми разных средних и высших образовательных учреждений студенткой факультета журналистики был поставлен вопрос о степени заинтересованности наукой. В опросе приняли участие чуть менее ста человек. 72.92 %проголосовавших, что составляет 70 человек и абсолютное большинство опрошенных, отдали свой голос за слабую заинтересованность наукой. В то же время всего 17.71 % (17 человек) заинтересованы наукой, 6.25 % (6 человек) интересуются наукой профессионально и 3.13 % (3 человека) не заинтересованы наукой вообще.

Несмотря на то, что общая заинтересованность наукой среди молодых людей по результатам голосования достаточно низкая, она все же существует. По словам опрошенных, если подворачивается что-то действительно интересное, они не пренебрегают получением научных знаний. Где именно попадается цепляющий взгляд «научпоп» и помогают ли в популяризации науки СМИ рассказали участники опроса.

А.Слуцкая

Студентка из Москвы Алена Слуцкая, первокурсница педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И.Пирогова, находит для себя нечто интересное из науки и научпопа на «YouTube». Реже отдает предпочтение статьям в группах социальной сети «ВКонтакте», посвященным медицине, здоровью и психологии. В федеральных СМИ Алене интересные материалы, популяризирующие науку, не попадались. Более того, студентка считает, что если наши средства массовой информации и продвигают какие-то знания, то совсем не те, в которых нуждаются люди.

«Было бы неплохо, если бы нам рассказывали о новых открытиях и было бы больше образовательных передач. Создается впечатление, что науку не популяризируют, и кажется, что в России она особо и не развивается», – считает Алена.

Д.Носов

Дмитрий Носов, второкурсник факультета управления Челябинского Государственного Университета, преимущественно расширяет культурный и научный кругозор в таких сообществах социальной сети «ВКонтакте», как «Арзамас». Нередко в интернет-СМИ «Лентач» ему попадаются ссылки по интересующим темам на научный журнал «n+1». Однако, касательно популяризации научных знаний и образования официальными СМИ респондент не смог отметить для себя ничего положительного. Ни формат подачи, ни темы, которые обычно берут средства массовой информации, Дмитрий не считает успешными.

«Если прямо ответить, то СМИ не справляется с популяризацией науки», – говорит Дима.

А.Ильина

«Нечто интересное из научпопа попадается в новостной ленте сообществ и на «YouTube». Очень нравится емкий, лаконичный и понятный формат подачи», – поделилась студентка из Екатеринбурга, первокурсница института прокуратуры Уральского Государственного Юридического Университета (УрГЮУ) Арина Ильина. В основном Арина черпает научную информацию из официальных источников для углубления знаний в области своей будущей профессии. Что касается научно-популярного контента, студентка отмечает важность около развлекательного формата, так как именно такой подачей можно не только заинтересовать, но и разъяснить многие сложные темы, изучать которые самостоятельно по сухим статьям и книгам ни у кого не хватило бы терпения. На вопрос о том, встречались ли студентке СМИ, которые смогли бы заинтересовать ее наукой, Арина ответила, что средства массовой информации в их нынешнем состоянии плохо подходят как для популяризации науки, так и для получения толковой информации в целом.

«Развлекательные паблики в «ВК» делают жизнь лучше, можно и над котиком посмеяться, и почитать что-то интересное Вселенского масштаба, а не только проРоссию, как это подают в СМИ. Ну и как-то жить легче становится, можно и в универ пойти, и на работу…», – говорит Арина.

К.Бабушкин

Своим мнением поделился также Константин Бабушкин, обучающийся в ЧелГУ на втором курсе факультета журналистики по специальности «Реклама и связи с общественностью». Константин – один из семнадцати проголосовавших за повышенный интерес к научно-популярным знаниям.

«Не скажу, что я сильно заинтересован наукой, просто часто провожу свой досуг за просмотром научных и научно-популярных роликов на «YouTube», – говорит Костя. – Очень люблю смотреть лекции с «ted», читать статьи научной тематики. Мне кажется, что они – звоночки технологического прогресса».

Помимо этого, Константин следит за деятельностью некоторых ученых-ораторов в социальных сетях, а также читает книги по темам, которые иной раз находят практическое применение в его жизни. Однако и студент-второкурсник не придерживается мнения о способности СМИ к популяризации науки.

«Иногда в СМИ попадаются новости об изобретениях или открытиях, и это хорошо, однако в новостную повестку часто попадает и псевдонаучный мусор. Поэтому официальные средства массовой информации плодят как науку, так и лженауку в равной мере», – говорит Костя.

Таким образом, никто из опрошенных не сумел подобрать слова в защиту средств массовой информации как успешного современного популяризатора. Однако именно научные, практические знания необходимы современным людям, чтобы идти в ногу со временем. Особо пытливые за недостатком информации отправляются искать ее сами, но, если бы журналисты приложили чуть больше усилий и креатива, чтобы почувствовать свою публику, медленно, но верно нам наверняка удалось бы отмыться от статуса страны, все в которой делается с опозданием.

Нам, как студентам факультета журналистики, важно знать слабые места будущего (а для кого-то уже настоящего) профессионального поприща. Участники опроса сходятся во мнении, что СМИ необходимо меняться, больше прислушиваться ксвоим слушателям и читателям. Как мудро отметил один из опрошенных, средствам массовой информации необходимы новые лица, тонко чувствующие настроение, запросы и подход к современной публике.

Анастасия Вяткина

Фото из архива опрошенных

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты