Учение Платона о государстве - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьУчение Платона о государстве

Учение Платона о государстве

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя» – Платон.

Платон – древнегреческий философ, родился в Афинах в аристократической семье. С детства мечтал быть политическим деятелем, но после встречи с Сократом изменил свое решение. Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». В нем он доказывал, что государство  до тех пор не избавится от бед и беспорядков, пока философия и власть не объединятся. Платон описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. Все свои рукописи он описывает в  «платоновском корпусе» – это исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые представляют собой диалоги. По мнению Платона, диалог – наилучший вариант для передачи информации, она легче воспринимается и «заседает» в голове у человека, дав ему порцию для рассуждения. Подробнее рассмотрим «государство» Платона.

Главным принципом идеального государства Платон считал справедливость. В своих диалогах высказывал разные политические взгляды, рисовал картину идеального человека, также там содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства, все они весьма разноплановые, но строятся по одному механизму.  Осуществление этих идей, как и других идеалов, невозможно, потому что устройство действительного государства зависит от национальных свойств, географических условий и других обстоятельств, которые достаточно сильно влияют на создание территориального устройства. Философ признает свою мысль неосуществимой до тех пор, пока люди совершенно не переродятся. Но этому не бывать.

Платон попытался воплотить свои идеи в жизнь. Он начал искать такого правителя, который мог бы заинтересоваться его философией, чтобы привести в согласие со своими философскими идеалами его государство. Он знакомится на Сицилии сначала с тираном Сиракуз Дионисием Старшим, а потом его сыном – Дионисием Младшим, который стал править Сиракузами после своего отца. Их обоих он пытается научить справедливости («О справедливости» – другое название диалога Платона об идеальном государстве) и добродетели, получить своего рода опытную территорию для воплощения своих философско-государственных идей. Но из этого ничего не выходит. Хотя оба тирана поначалу проявляют интерес к платоновским идеям, они его быстро теряют и даже проникаются враждой к Платону. Так, наверное, первая историческая попытка построения идеального государства рухнула.

Насколько идеальным не казалось бы государство Платона, везде найдутся свои минусы. Выходит, создать такое государство очень трудно или даже невозможно. Тем не менее, в качестве примера можно рассмотреть восточные страны, где процветало рабовладельчество.  Если бы можно было сказать несвободному человеку, что через несколько столетий люди будут сами распоряжаться своей судьбой, то он не воспринял бы это всерьез. Так и сейчас: мы считаем, что «идеального государства» нет и не будет, но спустя время все может измениться.

Когда читаешь, например, «Утопию» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанелла или научно-фантастический роман Дэйва Эггерса «Сфера», то невольно задумываешься: а хороший ли у них мир? В процессе чтения создается противоречие: на одной странице соглашаешься с автором, на другой уже начинаешь негодовать. Происходит переоценка взглядов, позволяющая видеть минусы в своем обществе.

Более подробно стоит рассмотреть роман Дэйва Эггерса «Сфера». Сюжет произведения очень похож на нашу жизнь: в век информационных технологий прогресс доходит до того, что люди через интернет могут наблюдать друг за другом, контролировать государство, создавая демократию в чистом виде. Герои книги обязаны общаться с миллионами людей и рассказывать всем о себе. Свободы нет, но это становится понятно не сразу. Некоторые персонажи тянутся обратно туда, где нет всего этого. Так сказывается природа человека. Можно подумать: а что если «идеальное государство» убьет человека? Мы все стремимся к совершенству, но какова цена?  Ответа однозначного мы никогда не получим. Миллион людей на Земле, миллион мнений – ни одного решения.

Вернемся к Платону. Существует легенда о затерянном острове-государстве Атлантида, ушедшем на дно со всеми сокровищами и реликвиями мира. Платон описал ее в двух своих диалогах «Тимей» и «Критий». В этих работах говорится о таинственной земле, которая существовала очень давно. Жители Атлантиды отличались умом, недостижимыми для нас способностями и  развитой интуицией.  Они тонко чувствовали окружающий мир и могли воздействовать телепатически. Это позволяло им мгновенно передавать мысли на огромные расстояния. Возможно, такие развитые ментальные способности помогали атлантам вести диалог с НЛО, которые давали им ценную информацию и делались опытом. Затем с наступлением войны жители Атлантиды меняются, и из высоко духовных людей постепенно превращаются в алчных, жадных. Они перестают следовать основным человеческим принципам. Достигнув небывалого успеха, жители Атлантиды погибают. А что если стремление к идеалу убивает?

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким должно быть идеальное государство. Еще в древности философы обозначали политические теории, в центре которых находились важные вопросы, такие как сущность, происхождение, цели, основные формы и пути развития. Главный из них – поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснование идеи необходимости привлечения к управлению именно тех, кто действительно умеет управлять.

Утопия превращает какой-то из вариантов «странного» в нормальное, а вчерашнее «нормальное», наоборот, становится экзотикой. Утопии нужны не для того, чтобы немедленно начать претворять их в жизнь, уничтожая несогласных и тратя на это все ресурсы человечества. Утопии придают ценность и указывают направление нашему миру, который никогда не станет идеальным.

Идеальное государство создать невозможно, но все стремятся к этому, не  задумываясь  о последствиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1)Философия Платона [биография] // Grandars. — URL: https://www.grandars.ru/college/filosofiya/platon.html (дата обращения:1.04.2021). – Режим доступа: .grandars.ru: сайт.**
2) Пущаев Юрий. Платон- философ на царство [Электронный ресурс]  /Юрий Пущаев // Платон – философ на царство.
Журнал: Фома
Режим доступа: URL:https://foma.ru/platon-filosofov-na-tsarstvo.html

Арина Бухарова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты