«Я, наверное, ничего больше не умею в жизни, кроме как создавать изображения» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовость«Я, наверное, ничего больше не умею в жизни, кроме как создавать изображения»

«Я, наверное, ничего больше не умею в жизни, кроме как создавать изображения»

18 мая в Областном краеведческом музее в рамках III Международного фестиваля фотографии ФОТОФЕСТ 2012 состоялась творческая встреча с фотожурналистом, двукратным победителем World Press Photo Виктором Загумённовым (Москва). Именитый мастер репортажной фотографии представил авторский фотоальбом «Мой Север», в котором запечатлел жизнь коряков – коренного населения северной части полуострова Камчатка. После мероприятия гость Челябинска выделил несколько минут для беседы.

− Виктор Аркадьевич, скажите, пожалуйста, когда человек снимает людей, работая в портретном жанре, он, наверное, должен быть хорошим психологом, знать какие-то особенности человеческой личности?

− Да, конечно! Я никогда об этом не задумывался и вот недавно понял, что когда человек начинает общаться с людьми, даже с помощью фотоаппарата, то он постигает психологическую науку. Это, по сути, дела врач и пациент, своего рада лаборатория. Фотографируя, вы начинаете работать как психолог, иначе будете просто формально подходить и не сможете передать эмоций, состояние человека. А вместо живого портрета будут бездушные люди. Я смотрю очень много фотографий, и основная масса на одно лицо. Если  вы хотите получить настоящий портрет, то надо работать, изучать, делать выводы, анализировать, где получилось, а где нет. Подходить к человеку с разных сторон, предлагать различные ситуации для сьемки. Надо не стесняться преодолевать расстояние, воспитывать в себе контакт «я – фотограф, ты модель». Читайте механизм воздействия с людьми и делайте для себя правильный выбор. Изучайте разные науки, например, физиогномику, и то, как работают с моделью фотографы. Брессон, Плотников, Гневашев, Гнисюк. Выбирайте путь куда плыть. Вы увидите разницу в отношении фотографа к исследуемому человеку. Поставьте себя в позицию исследователя, и вы сразу задумаетесь над проблемой «фотограф-деньги»: я фотографирую и получу деньги или я фотографирую и хочу чувствовать.

Вот такие позиции надо для себя записать и подумать, по какой линии взаимоотношений пойдешь. И тогда могут быть варианты решения каких-то ваших будущих проблем. Когда вы будете слушать и рассматривать окружающий мир с этих позиций, тогда вы сможете выбрать для себя цель: а что я хочу получить. И самое интересно, что если вы сумеете найти гармонию в этих отношениях, тогда деньги будут падать на вас просто случайно, а если будет ангажировано – то в кассу будете заходить по велению заказа. Вот и разница.

Вообще – это ключевой вопрос для начинающего фотографа. Сначала надо продумать, кем вы хотите быть, а потом постепенно двигаться по достижению цели. Почаще прислушиваться к своему внутреннему голосу. Учиться и постоянно двигаться дальше.

Фотография – это такой богатый полигон для исследований. Надо знакомиться с творчеством профессионалов.

− Виктор Аркадьевич, свои поездки на Север Вы совершали самостоятельно? Нужны ли фотографу попутчики?

− Для того, чтобы создать хорошую фотографию, самостоятельные ощущения очень важны. Вы можете поехать самостоятельно, но очень важно кто вас ждет на месте, какое будет окружение. Будучи одиночкой и никому не нужным, вы можете просто нарваться на неприятности.

− Быть фотографом-портретистом сложно в психологическом плане? Ведь приходится постоянно сталкиваться с состоянием других людей, проникаться их чувствами…

− Энергетику многих людей преломлять через себя это страшно. Но в этом столько счастья: вы видите глаза, мгновения, состояния этого человека. Это дорогого стоит.

 − Сопереживаете ли Вы своим моделям во сне?

− Ой, знаете, что мне сниться? Я вам сейчас расскажу. Настолько мы, фотографы, в этом плане больные… Мне часто снится поезд, дорога, мои странствия. Я преодолеваю какие-то лабиринты и чувствую страх за аппаратуру… Наваждение какое-то, когда в очередной раз у меня улетает штатив. Впечатления бывают разные, это же простая психика.

Конечно, сопереживаю. А как же без этого? Когда я снял оленеводов Севера, кард отпечатался у меня в подсознании, и я когда увидел готовую фотографию – ахнул.  Это подсознание сработало: я ждал. А почему я послал эту работу на конкурс World Press Photo? Будто кто-то надавил и сказал: «Виктор, ты должен отдать эту работу, отослать в Голландию!» Вы думаете, я хотел этого очень? Нет, мне просто сказали. А кто сказал? Я не знаю. Просто ночью поехал печатать работу, а утром она улетела в Голландию.

 

[dmalbum path=»/wp-content/uploads/dm-albums/Viktor/»/]

 

Досье: с сайта  www.russpressphoto.ru

Виктор Загумённов – знаменитый российский фотожурналист, фотограф, признанный во всем мире, его работы хранятся в музеях России, Финляндии, Швейцарии и США. Двукратный лауреат престижнейшего конкурса World Press Photo. Участник более ста фотовыставок в России и зарубежных странах, обладатель призов и медалей на престижных выставках США, Швейцарии, Италии, Финляндии, Монголии и многих других стран мира – таков нынешний итог сорокалетней творческой деятельности Виктора Загумённова. Работа в «Агентство Печати Новости» и в таких изданиях как журнал «Северные просторы», еженедельник «Граница России», предопределила содержание съемок Виктора Загумённова, а в купе с неповторимым авторским стилем, сделало его высочайшим мастером жанровой фотографии.

О себе: «Фотографией занимаюсь практически всю сознательную жизнь. И в школе с первого класса, и в армии по специальности фотолаборант, фотограмметрист-дешифровщик. В МГУ на специальном фотоотделении факультета журналистики, и после окончания в различных Агентствах и изданиях. Преподавал в свое время в начале 80-х фотографию в Университете искусств. Читаю лекции, провожу мастер-классы и в настоящее время. Любимая тема − Север, любимые жанры − Жанр и психологический портрет».

Виктор Загумённов:

«Меня часто спрашивают, почему именно северная тема стала главной в моём творчестве. Север для меня – категория нравственная, своеобразная оценочная шкала моих действий. Из далёкого детства доносится призыв возвратиться туда, на Север, чтобы увидеть северное сияние, белые ночи, ощутить всплеск сёмги, аромат строганины, скромные краски летней тундры. Помню, с какой радостью ожидал появления первых зелёных листочков в конце мая-начале июня. Помню закаты на северных озёрах, в устье реки Ваенги, где на мелководье мы охотились с острогой на греющуюся камбалу, помню звенящую тишину моего родного города ночью при свете полярного солнца».

Советы от профессионала:

«Фотограф должен прочувствовать технические характеристики камеры»

«Вторгаясь в поле людей, фотограф должен соблюдать моральные и этические нормы»

«Успех вашей работы зависит от того, с кем вы дружите. Фотограф должен участвовать в процессе действия своих моделей»

«По портретному жанру фотографии можно увидеть сущность человека, познать черты его характера, его мир, увлечения, взгляды. Но для этого нужно просмотреть не одну фотографию, а серию»

«Надо стремиться к ключевому моменту съемки, но состояние до и после бывает интереснее»

Надежда Прохорова

Последние комментарии
  • Спасибо за интервью. Давно интересовался его творчеством.

  • Лучшее интервью на этом сайте с неодносложными ответами