«Я не художник. Я просто разрешаю себе рисовать»

Роспись хной на теле – мехенди – старинный индийский обычай. Экзотический, восхищающий строгостью исполнения и одновременно свободой стиля, уходящий корнями в глубину веков. В XXI веке он стремительно распространился далеко за пределы своей Родины.

Для одних мехенди – это бизнес. Для других – творчество. Для третьих – стиль жизни.

Корреспонденту «Первого студенческого» Надежде Прохоровой удалось побывать на одном из мастер-классов Олеси Орешкиной, который состоялся 21 октября в студии «ATISHA». Там мы познакомились не только с теорией и практикой создания био-тату, но и поняли, почему человек бежит из офиса в мир творчества.

Погружение в среду мехенди началось необычно. Предложили снять обувь, попить чай и взять шоколадку AlpenGold .

− Нам придется работать еще 5 часов! – подбадривала Олеся.

Олеся – ведущая мастер-класса, специалист по искусству мехенди – росписи хной. На ней – индийские алладины, черные волосы, вплетённые в косу. Но самое главное отличие от участников – наличие татуировки на руке – то, что ожидается от нас по прошествии пяти часов.

Садимся. Вокруг – индийские ковры. Витает аромат свечей, всевозможных масел и благовоний. Играет индийская музыка.

***

Олеся хорошо знает историю мехенди:

− Существуют несколько подстилей в зависимости от региона распространения: индийский с его растительным орнаментом, арабский, северо-американский. Часто элементы используются при вышивании ковров.

Как по команде мы оборачиваем головы. На стене – «живой» образец  – индийский ковер с использованием элемента «пейсли», по-другому называющийся «турецкий огурец» – символ жизни. Поэтому считается оберегом.

Дальше пробуем отработать элементы на бумаге. Олеся рассказывает о правилах подготовки хны. Пространство вокруг постепенно заполняется разными пробирками, тюбиками. Оказывается, даже в таком, казалось бы, простом деле, чтобы правильно смешать содержимое друг с другом, надо знать уровень концентрации кислот в продуктах.

− Короче говоря, не буду грузить вас химическими определениями. При разведении хны нужна кислотная среда. – Олеся достает лимон. Его резкий запах рикошетом врывается в нашу атмосферу.

Процесс выбора хны – настоящее искусство. И, пожалуй, один из самых важных этапов работы.

− Сейчас очень много синтетики продают даже в аптеках. Надо использовать только натуральные материалы. Не надо идти на сделку со своей совестью и в погоне за деньгами подвергать опасности здоровье клиента.

***

− Вот наш главный инструмент! – Олеся показывает конус с хной. Мастер говорит, что это – чисто женский материал, хоть и обладающий мужской энергией. Хочется проверить его работу.

Пытаемся понять, как правильно держать руку. Возникает дилемма – у каждого она принимает особое положение. Ищем идеальный вариант. От этого страдают руки – они принимают зеленоватый оттенок. На помощь кто-то пододвигает огромную пачку влажных салфеток.

− Мастер должен быть чистым и аккуратным. Даже в условиях военно-бытовых. Он же несет искусство в массы!

***

После небольшого перерыва приступаем к практической части.

− Сегодня мы будем разбирать индийскую вязь. Почему такое название – вязь? Все элементы связываются между собой и образуют одно целое. Главный элемент – цветок лотоса – мандала, – рассказывает Олеся.

Отрабатываем навыки на бумаге. Постепенно белый лист заполняется усиками, запятыми, лепестками.

− Попробуем сделать зигзаг! Это элемент северо-американского стиля. – продолжает мастер.

− А если получается криво?

− Сначала надо набить руку. Не бойтесь!

Через n-ное количество попыток рука от состояния нервного дрожания переходит к твердой покорности. Включается фантазия.

− А еще из «пейсли» можно делать бегемота! – восклицает кто-то.

Эта фраза − свидетельство того, что нам уже можно переходить на новый уровень – изготовлению рисунка на собственных руках. В центре круга множество образцов узоров и готовых рисунков. Выбор на любой вкус. После разбираем композицию рисунка. Каждый по кругу рассказывает, какие элементы присутствуют в наборе. По словам мастера, с этого начинается творческий процесс.

− Вы можете рисовать всё, что хотите. Вам никто не делает никаких ограничений. Я рассказываю каноны, знакомлю вам с корнями, чтобы вы имели базу. Потому что информация уходит из современности вместе с историей. Ее уже сейчас очень сложно найти. Должны быть люди, которые будут сохранять крупицы этого мощного женского наследия.

Голос Олеси начинает возвышаться. Это неслучайно. Вопрос о получении информации об искусстве мехенди на русском языке – камень преткновения для любых мастеров росписи хной. Несмотря на то, что в России это искусство развивается уже на протяжении десяти лет, проблемы в теоретической базе существуют.

− Я очень часто перевожу информацию с английского. В Америке, как это ни странно, есть много ученых, которые занимаются этим видом искусства. У нас люди интересуются либо большими деньгами, либо тем, как без денег выжить.

***

Вхождение Олеси в мир мехенди было необычным. В детском саду – не могла рисовать. Боялась. Думала, что нет таланта.

− Но в 2008 году у меня появилась потребность что-то делать руками. До этого десять лет я занималась какой-то бесполезной деятельностью. Мне стало печально, что я дожила до 27 лет и ничего не сделала. И тогда купила себе краски − гуашь. Начала пробовать разные техники и средства. Когда в руки попала хна, поняла – это моё! Я не строила планов делать из этого работу. Думала, что абсолютно не талантливая. А все произошло случайно. Чем больше ты занимаешься чем-то, тем лучше у тебя получается. Рисуйте бесплатно. Везде. На друзьях. На животных.

− Мне особенно повезло! У меня кошка породы «сфинкс»! – иронизирует танцовщица Татьяна.

− У меня не было информации, меня никто не учил, кроме своих же ошибок. Все зависит от вашего желания. Если ты чем-то занимаешься, то ты уже пропитан этим вдоль и попрек. Это связано с любой сферой в творчестве. Хотите развить в себе какое-то качество – работайте. Труд, желание, упорство, время, отказ от чего, – философствует Олеся. − Вообще раньше я работала в офисе, где было запрещено делать татуировки. Но все равно занималась этим! Главное – вдохновение! А потом и других перетянула на свою сторону.

− У нас ничего не горит? – нарушает лирическую струю беседы Татьяна.

− Нет! Это просто свечки потухли.

Продолжаем работать.

***

Мехенди – женское искусство. И не потому, что мужчины редко используют декор на теле, а женщины справляются с ювелирной работой лучше. Дело в гендерных особенностях, в психологических характеристиках, точнее – в их различиях. Когда художник погружен в работу, у него работает только правое полушарие, отвечающее за интуицию, эмоции, чувства. Олеся называет это явление правополушарным рисованием.

− Я не могу работать с мужчинами! Они со своим логическим складом ума очень часто сбивают.

− А является ли мехенди неким конкурентом простым наколкам?

Олеся призадумывается:

− Думаю, нет. Мы не соперники. У нас разный контингент. А вообще я не хочу делать мехенди единственным источником дохода. Это убивает творчество.

− А что вас вдохновляет?

− Люди. Когда держишь человека за руку, какой-то импульс появляется. Рисунки всегда получаются разными. На выставках даже не успеваю на лицо человека посмотреть, не то, что узнать его личность. А все равно рисунок – особый. Наверное, руки чувствуют.

***

У нас перерыв. Смотрим на выставку индийских товаров. Взгляд падает на чай «масала», что означает «смесь специй». Индийский чай – особый. Варится на молоке с добавлением приправ. Корица, имбир, кардамон, анис. Девушки делятся секретами его изготовления в домашних условиях.

− Я вообще люблю все острое. Поэтому мой чай имеет запах «Звездочки». Бегаешь потом, как электровеник.

Мастер-класс близится к завершению. Сейчас идет самая долгожданная и ответственная часть − роспись собственной руки. Кто-то усиленно давит на конус – волнуется. Кто-то находится в состоянии невесомости, не обращая внимания на посторонние звуки. Кто-то критикует себя. На это Олеся отвечает:

− Девочки! У вас слишком завышенные требования. Нужно мягче к себе относиться. Вообще перфекционизм очень часто развит у профессиональных художников, которые во время учебы насмотрятся произведений гениев, а потом стесняются показывать свои работы. Главное – делать все, что в твоих силах. Мы не можем перепрыгнуть выше своей головы. Но, преодолевая некую неловкость – поднимаемся на ступень выше. Если бы я так рассуждала, то не было бы 100 человек, которых уже познакомила с искусством мехенди. Очень рада, что приложила руку к распространению этого вида творчества в России. Я не художник. Я просто разрешаю себе рисовать.

 Мастер-класс окончен. Что осталось после? Конечно, тату на руке. Принадлежности для росписи хной – в сумке. А в голове – мысли. О любимом деле, творчестве и его преображающем свойстве. О том, что иногда очень важно сделать первый шаг, рискнуть, если хотите, пробовать себя в новом качестве. Одним словом – не стоять на одном месте, а идти.

 Фото с мастер-класса: http://vk.com/album-35465090_164579251

Надежда Прохорова
Фото автора

Для справки. Что такое хна? Это кустарник, по-латински Lawsonia inermis, который растёт только в жарких странах с засушливым климатом – Индия, Египет, Северная Африка. Там и началось история искусства мехенди. Ему более шести тысяч лет. Сейчас роспись хной очень распространена, но не многие знают, что изначально она применялась не только для украшения тела, а была частью магической работы. Многие арабские женщины считают, что мехенди приносит счастье и защищает от неудач. Быть примерной женой, матерью, хозяйкой – ключевая задача женщины – отражается в искусстве росписи хной, где существуют особые рисунки для свадьбы, беременности, воспитании детей. Оказывается, когда у невесты была расписана рука, она освобождалась от работы по дому.

Что такое мехенди? Это экологическая временная био-тату, которая держится на теле от 1-ой до 2-х недель и имеет натуральный коричневый цвет. Рисунки хной абсолютно безопасны и безболезненны.

Вам также могут понравиться эти

X