YouTube тренды. Куда мы катимся? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьYouTube тренды. Куда мы катимся?

Вспоминая далекий 2010-й, хочется плакать и улыбаться. Ох уж это «начало» ютуба в России! Смешные обзоры на игры от Ильи Меддисона, Эльдар Бродвей с его скетчами и, конечно, Юра Хованский с первым в России массовым стенд-ап проектом. Все это будто далеко и вообще не правда. А сейчас что имеем? Руслан Гительман и «балдежный контент», розыгрыши айфонов, рэп-баттлы и, как говорил классик: «Шоу на льду». Почему все скатилось до курения сигарет через спиннер и летсплеев попробуем разобраться.

Котэ завоевывают мир

Yotube существует с 2005 года. Изначально задумывался, как видеохостинг, но сегодня его полноправно можно назвать соцсетью. Куплен компанией Google, кстати. В России официально доступ к сайту был доступен еще в 2005, но переведен на русский язык только в 2007. Тогдашний период можно охарактеризовать: котэ. Повсюду видеоролики с животными, детьми и милыми-милыми анимациями. Все взрослые люди в 2007 году смотрели на это, как на IPhone тогда – что-то странное и непонятное. Вопрос возникал один: «И что с этим делать?». Делали все, что угодно. Загружали видеоролики, со смыслом и не очень. Много «мусора» было. Видео записанные на совершенно обычный фотоаппарат, а то и вовсе на камеру какой-нибудь «Нокии».

В Америке дела обстояли чуть лучше. К 2008 году появляются крупные каналы, где люди стараются делать исключительно интернет-шоу. Например, канал «Ray William Johnson» был создан 25 мая 2008 года. Собственно, владелец канала – человек по имени Рэй. Не думаю, что он надеялся на столь оглушительный успех. Парень просто собирал смешные и популярные ролики за неделю, показывал их и комментировал. Ничего необычного. Самый популярный ролик на его канале собрал 25 миллионов просмотров. Сейчас для нас 25 миллионов – это обычный клип Хованского или рэп-баттл.

В России все началось примерно в это же время. Пришедший с RuTube (на который надеялись многие начинающие свою интернет-деятельность люди, эдакая русскоязычная альтернатива youtube) Илья Меддисон начинает записывать свои обзоры на видеоигры, открывает свою передачу на ТНТ. Парни, подростки, мальчики и иногда девочки хотят такой же славы. Только вот все у нас пошло несколько по другому пути. По уникальному русскому пути.

Настоящие герои всегда идут в обход

RuTube – штука странная, бесполезная и никому сейчас ненужная. Удивляет тот факт, что в 2008-2010 годах она была страсть, как популярна среди людей, выкладывающих ролики.

Уже упоминаемый тут Илья Меддисон начинал карьеру именно с «рутуба». Да и менее известный Озон671 тоже затесался среди «олдфагов». Безусловно, тогда ни о каком-то хитром монтаже с красивыми титрами, тем более о съемке с качественным светом и на дорогие камеры речь вообще не шла. Они тогда и не были так доступны, как сейчас. Поэтому смотреть все  эти старые видео можно только со слезой ностальгии. При этом из другого глаза будет течь кровавая слеза из-за картинки. Уши, кстати, тоже пострадают. Звук-то соответствует тем годам.

Но мы это все смотрели. Илья в интервью однажды сказал: «Зарабатывал «сотку» в лучшие годы. А сейчас где-то пятьдесят». Лучшие его годы как раз пришлись на 2008-2010. Свое, хоть и ночное, шоу на федеральном канале ТНТ «Игры на вынос» собирало миллионы просмотров на RuТube.

В таком очень маленьком формате все это просуществовало до осени 2009 года. В начале 2010 года даже Меддисон ушел с RuТube, почуяв прилив больших денег. А началось то все с мультика…

Из-за мультика все заболевают

Mr.Freeman о чем-нибудь вам говорит? Да-да, тот самый черный злой мультик заставил нас посмотреть на Америку, повернуться обратно и сказать: «А чем мы хуже?». Конечно, с его приходом закрепилось такое понятие, как «вирусный ролик». Потому что уж его репостили и добавляли к себе в видеозаписи абсолютно все. Это первый мем, первый узнаваемый персонаж всеми и вся. Тогда еще телеканал «Россия» делал про него сюжеты. Существовали целые сообщества, пытавшиеся отгадать, что значат 25 кадры в этих роликах.

Но самое главное для нас сегодня: он привел СНГ аудиторию в YouTube. И мир перевернулся. Создатели контента поняли, насколько оптимизированным, красивым и самое главное, функциональным может быть видеохостинг. YouTube был далеко впереди. Уже тогда на нем можно было выбрать 720p (HD качество), не говоря о партнерских программах, платящих деньги создателям контента.

Mr.Freeman, кстати, прогремел не только на всю Россию, но и на всю Европу. Взял премию в 2010 году на международном фестивале блогов в Берлине за «лучший видеоблог».

И понеслось. Российский ютуб превратился в огромную фабрику по производству контента.

Поговорим о вечном

Контент. Продукт. Видосик. Видеоролик. Видеоблог. Называйте как хотите. Сейчас интернет-жанров в ютубе больше, чем во всей журналистике вместе взятой. В 2010 году – это был блог. Блог о чем-то. О ком-то. Но это не был блог о себе. Люди старались что-то рассказать: игры, фильмы, музыка, книги и политика.

Политические каналы у нас не прижились. Многие жж-блогеры пытались поселиться на ютубе, но не получалось. Аудитория пока что была не та. Уж простите, но что в ВКонтакте, что YouTube считали соцсетями для быдла, а все просвещенные люди сидели в LivеJournal и Facebook. Особо прошаренные осваивали Твиттер. Люди, смотревшие все это время котиков, не хотели смотреть на депутатиков в синих галстучках.

2010 год стал если не переломным, то очень важным. Туда пришли вообще все. Период этот длился с 2010-2012. Созданы главные жанры, тренды и основные и культовые люди показали, как надо. Вот представьте.

Вы – типичный пользователь хостинга. Ищете видеоролик с котиком. А тут бац! И натыкаетесь на Юру Хованского. Канал назвал «russianstandup». Что такое «stand up»? Заходите. Видите кирпичную стену, парня с хорошим микрофоном, в студии, классная съемка, монтаж, красивые крупные планы и уморительные шутки. Конечно, сейчас уже это все растащено на цитаты и нагло опорочено словом «плагиат», но, это был, безусловно, прорыв.

Или вот еще. Переключаетесь с Юры на какой-то +100500. Да, первые видеоролики снова «телефон в руках» и «звук из колодца», но потом-то! Снова студия, неплохие шутки и такие узнаваемые видеоролики в них. Всем классом смеялись над фразой: «Я снимаю ***** [нафиг]».

И таких примеров куча. Кто мог тогда сказать, что Евгений Баженов будет влиять на Министерство культуры и Фонд кино. А ведь начиналось все с индийских фильмов.

В итоге, насмотревшись западных аналогов, русскоязычные ребята сделали качественней, учли все-все-все ошибки и действительно выстрелили. Да так, что породили монстра…

Первые звонки деградации

Этот пункт будет очень коротенький. Летсплеи. «Piediepie» – канал шведского видеоблогера Феликса Къельберга был создан 29 апреля 2010 года. Первые ролики выходили раз в месяц. В октябре, потом в ноябре и так далее. Просто парень играл в игру и комментировал это. Игра – Minecraft. И, как говорится, это действительно зашло.

Зашло настолько, что Феликс самый просматриваемый и популярный видеоблоггер в мире. Его ролики собрали в общем 13 миллиардов просмотров. Подписчиков – больше 50 млн. Это почти 40% от населения России. Это вся Центральная часть России + сверху 5 млн. человек с Урала. И еще ведь подписываются люди.

Жанр остался тот же. Феликс просто дурачиться на камеру и играет. Тут ничего делать не нужно. Шутки рождаются на ходу, монтаж не особо хитрый. В Россию все это пришло с опозданием. В 2012-2013 годах.

Это приносило огромные деньги русским летсплейщикам. Первые каналы миллионщики именно летсплееры. Тогда на ютубе появилось понятие «качественного контента». Качественный контент – это когда ты сделал съемку, монтаж, звук и текст чем-то похожим на шоу, сериал или просто новости. Естественное – жанр, где ты сидишь с вебкой и просто орешь на игру, в это не входил. Да и сейчас не входит.

Полная апатия и батл-рэп

Подбираясь к суровому настоящему, хочется плакать все больше и больше. Понимаете, ютуб претерпел очень большие изменения. В 2013 году того же Юрия почти уничтожили критикой за его 3 сезон стед-апа. Снят-то он был качественно, с нескольких камер, имел свой сценарий, массовку, даже ресторан специально арендовали для каждой серии, где выступал Юра. Но вот шутки получились низкого сорта. И все. Почти на грани пропасти.

С приходом лесптлейщиков люди начали уже ценить простоту. И одновременно требовать очень качественного контента. Аудитория прощает сегодня тому же Юре, что он просто кушает дошираки на камеру, но при этом дизлайкает Данилу Поперечного, если у него неправильно стоит свет в кадре.

Канал на YouTube сейчас есть у каждого. Камеры доступней, интернет не по карточкам и даже есть в челябинском метро. Хотя самого метро еще нет. И все вот это дало доступ детям. Они записывают, как отрывают игрушки из киндера. И получают огромные деньги. Разве этого мы хотели?

Девочки-подростки тестируют косметику и имеют контракты с модными журналами и всемирными косметологическими марками. Разве этого мы хотели?

Но. Есть все-таки что-то хорошее. Да, ютуб явно опустился с небес 2013 года. Но при этом самородки-ютуба научились создавать что-то очень невообразимое. Взять тот же Versus. Крупнейшая батл-рэп площадка в мире. Мы уделали на этом поприще вообще всех. В СНГ, где рэп никогда не был популярным, как на Западе.

Или тот же стенд-ап. Хованский и Поперечный продвинули его на ТВ. Теперь это модно. И это модно благодаря им. Комедийные сериалы. Клипы. Тот же «Ленинград». Это целые короткометражки. Я уверен, что если бы это не выкладывалось на ютуб, а снималось для ТВ, получалось бы не так хорошо. Не так стильно. Не так смело.

Да, 80% – это очень странный контент на любителя просиживать все свое время в интернете. Но ведь остальные 20% годноты окупают это все? Мне кажется, что да.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты