Жемчужные кокошники, итальянский Vogue и русская сказка – как это связано с фольклором в творчестве фотографа Юлдус Бахтиозиной?

Работы фотографа Юлдус Бахтиозиной имеют спрос как в российском пространстве, так и на западе. Ее произведения находятся в известных галереях. Художница комбинирует фольклор, сказочные образы, максимализм и собственное видение современного искусства. Почему это вызывает интерес у зрителей? Давайте разберемся.

В 2014 году Юлдус Бахтиозина стала первым российским спикером на TED*. В том же году BBC включила ее в список «100 женщин года», а в 2016 году Vogue Italia назвал лучшим молодым фотографом. В 2017 Бахтиозина вышла в финал венецианской Laguna Art Prize, в том же году ее работы соседствовали на выставке в Брюсселе с творчеством Марины Абрамович, Яна Фабра и Трейси Эмин. Среди ее проектов – видеоинсталляция «Цирк 17», выставленная в МАММ, история по мотивам русских сказок и национальных символов Russ Land и съемки для российского и зарубежного глянца. В их числе и японский Commons & Sense Magazine, и петербургская «Собака», где Елизавета Боярская «превратилась» из лягушки в царевну. В 2020 году Юлдус дебютировала как режиссер с фильмом «Дочь рыбака».

Изначально Юлдус начала заниматься русским фольклором и сказками, чтобы вдохновить русскую молодежь гордиться нашей культурой, изучать ее. Она хотела показать, что это огромный ресурс для вдохновения. Фотограф выступала на TED в 2014 году, где рассказывала о молодых русских романтиках.

* TED – американский частный некоммерческий фонд, известный ежегодными конференциями. Цель – распространение уникальных идей. Темы лекций разнообразны: наука, искусство, политика и бизнес.

Эти работы нельзя было назвать фольклорными, хотя выступала Юлдус в кокошнике. Его нельзя назвать классическим, это был уже переосмысленный головной убор. С этого периода она начала переосмыслять русский фольклор. При том, что первое и второе выступление на TED не было напрямую связано с нашей культурой, сказками. Западная аудитория проявляет внимание к такому творчеству. Европейцам нравится комбинаторность Бахтиозиной: сочетание современного и фольклорного. Элементы русских народных костюмов сочетаются с современным, это изобретение нового стиля. Отечественные художники уже работают в этой теме. Россияне стали больше интересоваться нашей культурой.

Что такое «русская культура» с европейской точки зрения?

Юлдус считает, что наша культура состоит из многих пластов. Некоторые люди занимаются изучением петровских времен, языческих образов и традиций. Она настолько многослойна. Этому и посвящен ее фильм «Дочь рыбака». Он раскладывает русскую культуру на яркие пласты. Творчество Бахтиозиной  – это не только сказочные образы и кокошники, но и история нашей страны. Только подготовленные европейские зрители смогут их считать.

Живя в Лондоне, россиянка много экспериментировала: не в учебе, а просто дома. Она пробовала новое, начиная от скульптуры и заканчивая латексной живописью. В 2016 году итальянский Vogue назвал Юлдус лучшим фотографом моды. Она была из первых, кто начал работать с моделями plus-size, моделями с необычной внешности. В 2014 году итальянский Vogue не готов был публиковать ее работы. Через два года сотрудники попросили для выставки работы, которые когда-то отвергли. Сейчас журнал культивирует тему нестандартной красоты.

Люди начинают заказывать работы не из существующей базы художника, а под себя. По мнению Юлдус, это является неким меценатством. Такая работа помогает художнику и расти и инвестировать в новые проекты. В Европе и Америке уже есть традиция покупать искусство.

Юлдус инвестирует много собственных средств в проекты. Фильм «Дочь рыбака» снят на ее деньги. Все знаковые работы создавались, когда еще не было инвесторов, которые выделяли бы средства на спецпроекты. Основательно камеру она взяла в руки в 2013 году. «Отчаянные романтики» – одна из первых ее работ. Художница сотрудничает с галереей современного искусства Anna Nova с 2013 года. Благодаря галерее четыре работы Юлдус находятся в постоянной коллекции музея Фаберже.

Она транслирует не аутентичный фольклор, а его модернизированную версию. Он один из кирпичиков, на котором строятся ее работы. Фольклор не занимает центральное место. Юлдус создает новый продукт, используя русские народные сказки, закрепившиеся образы. Художница стремится создавать более вечные продукты. Она не продает русскую культуру на западе, а показывает, насколько она разнообразна.

В 2017 году Юлдус выступает на TED второй раз. Юлдус часто сравнивают с британским фотографом Тимом Уокером за счет визуальных образов и одинаковой техники. Ее золотой наряд и головной убор выполнен по мотивам сказки. «Татарское барокко» – точное описание того, чем занимается художница.

Автор материала: Яна Копылова
Источник иллюстраций: Собака.ру, официальный сайт TED, пинтерест

Вам также могут понравиться эти

X