«Видеть – значит верить»: фильм «мама!» Даррена Аронофски - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяАрхив«Видеть – значит верить»: фильм «мама!» Даррена Аронофски

«Видеть – значит верить»: фильм «мама!» Даррена Аронофски

Картина Даррена Аронофски «мама!», не принятая кинокритиками на Венецианском фестивале, вызывает у зрителей неоднозначные чувства. Одни – яростно ненавидят ее, другие – безмерно восхваляют. Но главное не то, как воспринимают этот фильм, а то, какой посыл был в него заложен.

Все начинается с лица женщины, объятого пламенем. Дальше мы видим, как руины сгоревшего дома возрождаются из пепла. Довольно пугающий пролог уже приковывает внимание, и весь оставшийся фильм мы пытаемся связать его с происходящими действиями. Тем не менее после такого начала следует довольно мирная картина. Атмосфера, полная тишины и спокойствия, создает впечатление настоящего рая. Она (Дженнифер Лоуренс), Мать, помогает дому вновь обрести свой безупречный облик, скрупулезно воссоздавая каждую деталь. Он (Хавьер Бардем), Творец, занят лишь своим детищем – книгой, которую пишет уже очень давно, и практически не уделяет внимание всему, что делает Она.

Поздним вечером их безмятежная жизнь рушится с приходом незнакомца (Эд Харрис). Тревожная атмосфера одолевает дом. Незнакомец оказывается врачом, а весь его вид и поведение говорят нам о приближающейся смерти. С этого момента Она понимает, что как прежде уже не будет. Появление жены незнакомца (Мишель Пфайффер) еще больше подливает масла в огонь. Они без спроса входят в Его святыню и разбивают драгоценный камень, после чего Он изгоняет их оттуда.

Тут хотелось бы отметить, что кабинет Творца с «сердцем» дома, огромным алмазом, находится на самом верхнем этаже. Он редко кого пускает в свое личное пространство, зато сам бывает там очень часто. Особенно часто это происходит, когда он пытается одолеть творческий кризис. Поэтому, когда в дом приходят сыновья незнакомой пары (Донал и Брайан Глисон), Он, еще не отошедший от творческого процесса, появляется наверху, а над его головой возникает свет из окна в крыше. Словно Бог он велит немедленно прекратить разборку, которая произошла между членами незнакомой семьи. Эта ситуация выбивает из колеи даже хозяина дома. Один брат убивает другого, а в доме повсюду остается кровь и бесконечный страх.

Уже здесь мы видим, как оживают библейские мотивы и философские размышления режиссера на эту тему. Первая часть фильма — это Ветхий Завет, который и пишет Творец, пытаясь победить творческий кризис.

«Многочисленные метафоры и аллегории для каждого отдельного зрителя имеют свою индивидуальную трактовку, что позволяет фильму стать более личным, касающимся именно тебя и твоих убеждений».

Можно сразу почувствовать, как режиссер будто заглядывает в твою душу и начинает устанавливать там свой порядок, который нравится не всем. Поэтому мнение людей насчет этого фильма различно, но точно ни один из них не остался равнодушным.

Эту картину можно сравнить с «Антихристом» Ларса фон Триера. Связь заключается в религиозных сюжетах, выходящих за грань реальности, и подаются они зрителю довольно грубо и настойчиво. Также мы видим, как Аронофски делает отсылку к своему фильму «Ной»: первый апокалипсис в «маме!» — потоп.

Даррен Аронофски обладает очень тонким чутьем, поэтому последний его фильм бросает вызов всему Голливуду. Именно безумство режиссера, его отчаянные идеи о сотворении мира и жизни на земле особенно ярко выражены в фильме «мама!». Как известно, сценарий к этой картине режиссер написал сам и всего за пять дней, что, конечно, ужасно мало, учитывая, каким именно предстал перед зрителями фильм. Он полон и закончен, в нем есть совершенно все, что хотел сказать нам Аронофски и о чем стоит задуматься.

Далее в фильме происходят практически следующие друг за другом концы света. Сначала потоп — первый апокалипсис. Он происходит из-за людей, которые не захотели услышать Мать и действовали так, как считали нужным. Затем война, разъяренная толпа людей, ни во что не ставящих Ее — Мать и поклоняющихся их идолу — Творцу, создавшему новую книгу. Столько отчаяния и отвращения еще никогда в жизни не чувствовал зритель, глядя на происходящие действия!

Зато в короткое время между апокалипсисами наступает некоторая тишина. Зловещая тишина. Предвещающая настоящий ужас тишина. В это время Творец, вдохновленный беременностью своей жены, пишет новую книгу (Новый Завет). А Она надеется, что все беды теперь позади. Но этому не бывать. Выход новой книги в свет заставляет людей, безумных фанатов Творца, вновь прийти в Его дом и нарушить установившийся покой.

Именно в этих сценах можно заметить, как прибывающие в дом люди пытаются изменить в нем что-то. Как все мы, кто пытается изменить мир и искоренить природу. Все происходящее очень давит на зрителя и вызывает самые неожиданные чувства.

«Самое удивительно в этом фильме — это звуковое сопровождение. Полное отсутствие музыки, лишь обработанный голос Дженнифер Лоуренс, который озвучивает каждый шорох. В этом чувствуется тесная связь дома и Матери. Мы везде следуем с ней, чувствуем ее, слышим тоже ее».

Камера буквально танцует с главной героиней. Мы видим весь мир только ее глазами. А в самые впечатляющие моменты камера направлена на ее лицо, чтобы зритель мог правильно распознать собственные чувства, отражающиеся в ее глазах. Это создает эффект присутствия и позволяет нам жить в созданном режиссером мире. Благодаря такой съемке фильм выходит на новый уровень в эмоциональном плане.

Дальше ужасающие до глубины души события заставляют прижаться к экрану. Бесчеловечность людей и их сумасшедшее поклонение Творцу — все это будит в нас чувство тревоги за хозяйку дома. В конце нам вновь показывают всепоглощающий огонь и лицо Матери. Но только Творец не хочет спасать Ее, ему лишь нужен новый алмаз, который станет ознаменованием начала новой жизни. И Он получает драгоценный камень. Только лишь после этого дом снова возрождается из пепла, а утро встречает уже другая женщина…

А что остается зрителям после такого конца? Только лишь думать, как долго будут повторяться те же самые события, которым виной наши бездумные действия. Мы слышим в фильме яростный крик режиссера о том, как губительно мы влияем на нашу планету, и этот крик остается в голове после просмотра.

Цикличность данной картины совершенно не случайна. Мы все живем в одном мире и постоянно повторяем одни и те же ошибки, а затем снова возвращаемся в начало. Ценить мир таким, какой он есть, мы не умеем и не хотим научиться, а Мать-природа лишь отвечает на наши войны своими катаклизмами.

В фильме даже прозвучала достаточно интересная фраза из уст героини Мишель Пфайффер:

«Ты даешь, даешь, даешь, но этого всегда мало…»

Природа все сделала за нас, она дала все для жизни и продолжает это делать, но нам, людям, этого недостаточно. Мы стараемся изменить весь мир во благо, но часто получается наоборот. Пора бы нам задуматься и действовать более разумно, учитывая все «пожелания» нашего мира.

С этой же фразой связана и другая немаловажная тема — тема любви. Часто случается, что один человек только отдает, но не получает ничего взамен. Так произошло с Ней и Ним, главными героями, которые не смогли любить друг друга в равной степени. Она отдает ему свое сердце, а он отдать свое не может. Она готова во всем слушать Его, во всем помогать, всегда быть рядом, но Он никогда не сделает то же самое для Нее.

После просмотра фильма обязательно останется чувство тревоги. Но если вы до сих пор думаете, что это обыкновенный хоррор, то вы невероятно ошибаетесь. Это сложный фильм, который невозможно отнести ни к одному существующему жанру. Его нужно увидеть один раз, а затем посмотреть вновь, чтобы убедиться в его превосходстве над всеми остальными фильмами. Он обязательно повлияет на вас в психологическом смысле, изменит ваше мировоззрение. И в этом его главная задача — заставить задуматься над собственной жизнью, ее значимостью и влиянием на целый мир. И как после этого не считать «маму!» шедевром?

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты