«Доброе утро, Челябинск!» Как создать свою программу? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяОпрос«Доброе утро, Челябинск!» Как создать свою программу?

«Доброе утро, Челябинск!» Как создать свою программу?

Во втором семестре у первокурсников по дисциплине «Социум как объект журналистской деятельности» появилось новое задание – программа «Доброе утро, Челябинск!». Каждую неделю студенты должны готовить новостной выпуск и рассказывать об афише мероприятий. Некоторые из них уже отработали эту практику и поделились своим опытом, историями и советами. Также мы поинтересовались у преподавателя о том, что именно привлекает студентов в таком формате. 

Максим Алексеевич Демчук, преподаватель дисциплины «Социум как объект журналистской деятельности»: 

Здесь и далее – фотографии из личных архивов героев

– Программу «Доброе утро, Челябинск!» создала Марина Викторовна Загидуллина, когда я еще учился на бакалавриате, а потому точного ответа на вопросы: «Для чего была создана эта программа?», «Она может чем-то помочь студентам в будущем?» – я дать не могу, это вам лучше к ней обратиться.

Если же говорить о том, почему программа существует до сих пор, то причины следующие. Во-первых, креатив, на который студенты обычно дают положительную обратную связь. Не скучно! Во-вторых, программа работает на сплочение группы, поскольку если какая-то пара не готовится к ней, то страдает каждый, лишаясь баллов и выбиваясь из рабочего «ритма» семестра. Необходимость посещать мероприятия подталкивает студентов к предложению готовящей выпуск паре тех событий, на которые им было бы действительно интересно сходить. Возникает естественное живое общение. В-третьих, это и реальная практика структурирования ограниченного времени и отбора лишь самого важного из обширного информационного потока, и навык выстраивания кадра и реальной коммуникации с людьми, и процесс открытия в Челябинске новых интересных культурных площадок, и мониторинг событий, происходящих на уже известных площадках. Многоаспектный эффективный тренинг!

Про необычные истории по этой программе… как-то раз в рамках анонса событий не было предложено толком никаких мероприятий, кроме концерта Ирины Круг (там были другие, разумеется, но мало и не особо интересно). В остальном все вроде бы в рамках нормы. И самое важное – это ответ про типичные ошибки при подготовке к «ДУЧ».

Чаще всего люди сильно выбиваются из времени в попытке охватить как можно больше новостей, в итоге тратят шесть минут на первый блок, четыре на второй и совсем забывают про третий, спешно и невнятно его в панике вычитывая.

Также стоит отметить уверенность студентов в том, что они прекрасно смогут прочитать текст программы с первого раза, что далеко не всегда соответствует действительности: запинаются, оговариваются и так далее.

Евгения Волик, первокурсница факультета журналистики ЧелГУ: 

– Гостя не пришлось долго искать. Я была знакома с предыдущим куратором научно-исследовательского сектора ЧелГУ Евгением Исуповым, который передал свой пост Эммануилу Мальчовецкому. Я решила написать новому председателю научного общества, и он дал положительный ответ. Пожалуй, самым сложным моментом в нашей работе оказалась съемка интервью с Эммануилом: мы договаривались о встрече в химической лаборатории второго корпуса. Также долго занимались монтажом, поскольку лишь недавно освоили Adobe Premiere на парах по «Основам конвергентной журналистской деятельности». 

Также я «застряла» в Екатеринбурге, когда подошла моя очередь готовить «ДУЧ». В связи с плохими погодными условиями не получилось приехать в Челябинск в назначенный день, а сроки поджимали, программу нужно снять. Я решила, что это будет интересной «фишкой» – начать выпуск прямо в Екатеринбурге.

Светлана Воронова, студентка первого курса журфака ЧелГУ: 

Я считаю, что «Доброе утро, Челябинск!» – это отличная возможность попробовать свои силы в качестве ведущего, а также научиться грамотно распределять время и составлять топ самых интересных мероприятий города.

– Я и Евгения Волик – не в первых рядах выступающих, поэтому, просмотрев пару выпусков и почерпнув опыта, мы решили «усложнить» задачу и подготовить не просто презентацию, а полноценную новостную программу, прям как на телевидении. Мы с напарницей распределили обязанности. Каждой из нас нужно было снять стендап, собрать инфоповоды из разных сфер и записать закадровый голос. Интервью проводили вдвоем. Монтировали тоже совместными усилиями. К выпуску мы готовились очень тщательно, стараясь проработать каждую деталь.

Насчет распределения времени: не могу выдвинуть какой-то единый шаблон, нет, это работает не так. Делайте, как чувствуете сами. Конкретно у нас новости заняли порядка четырех минут, интервью – около трех, переходные картинки и заставка – минута-две. В общей сложности мы потратили на всю работу примерно десять часов.

Успехом написания эссе поделилась Юлия Каракулова, студентка первого курса: 

– В ходе программы «Доброе утро, Челябинск!» ребята рассказывают про афишу мероприятий, на которые мы должны сходить, а после – написать эссе по ним. Свою «рецензию» я написала в тот же день после того, как посетила музейно-выставочный центр: чтобы те эмоции, что получила там, не успели развеяться. 

«Фотографы, объединенные одной идеей – показать свой взгляд на красоты Южного Урала». С этой мысли началось мое сочинение. Когда писала, старалась в него вложить душу, «оживить», чтобы после прочтения люди ощущали, что сами посетили это замечательное место. Я описала много фотографий и добавила к ним пару слов своих впечатлений. Поэтому у меня получилось эссе-рассуждение-описание.

Главной отличительной чертой своего сочинения считаю присутствие на первом плане главной героини – музейного смотрителя Вероники Борисовны. С женщиной мне удалось поговорить по душам: я узнала о ее жизни и увлечениях, и, самое главное, о любимой фотографии на выставке. Слова героини: «Природа – это состояние души!» – пронзили меня. Их я даже вынесла как эпиграф к эссе. И, думаю, запомнила на всю свою жизнь.

В завершение хотела бы дать совет по созданию текстов для СОЖДа: внимательно подбирайте фотографии, чтобы потом не получилось так, что вашу мысль нечем визуализировать.

Анастасия Пузырева, первокурсница журфака ЧелГУ: 

– Героя интервью для программы мы выбирали, исходя из наших интересов, а именно: SMM, Tik-Tok и реклама. Нам повезло, потому что в университете проходила встреча с управляющим партнером агентства SMMashing Media Андреем Ивановым. Мы взяли у него небольшое видеоинтервью. 

Новости лучше всего искать на проверенных интернет-порталах СМИ. Мы брали с агрегатора Яндекса и 74.RU. Что касается мероприятий, то в группах ВКонтакте «Бесплатный Челябинск», «Kassy.ru Челябинск», «Куда пойти в Челябинске» можно найти как платные, так и бесплатные.

На новости у нас ушло больше времени – целых шесть минут, видеоинтервью заняло три минуты, а афиша – две минуты. Для нас это был необычный и весьма интересный формат работы!

Своим опытом поделился Иван Стуков, студент третьего курса направления «Журналистика»: 

– Было три случая интересного обращения с героями публикаций. Самый яркий – это когда в эссе я писал о вымышленном персонаже, которым играл в видеоигре Dungeons and Dragons. 

В другой раз я был на квартирнике местного барда Артема Максютина: здесь его слова оформил не столько репликами из личного разговора, сколько описывая его манеру поведения, взаимодействие со зрителями. В какой-то момент организаторы начали передавать ему записочки с вопросами и комментариями из зала, и рассуждения стали ценным источником создания образа в эссе.

В третий раз ходил на выставку андеграундного искусства, которую посетили две бабушки. Я просто встал рядом с ними и подслушивал их комментарии и разговоры, которые потом и отразил в эссе. Для контраста с андеграундом раскрывал не самих бабушек, а атмосферу и идею выставки устами нецелевой аудитории. 

А что вообще думает журфак о программе «Доброе утро, Челябинск!»?

Семи студентам-журналистам из десяти нравится такое творческое задание, непосредственно направленное на тренировку их профессиональных навыков. Больше половины опрошенных довольны своим выступлением, но каждый второй не готов подготовить еще один выпуск. Респондентам примерно одинаково нравится посещать как развлекательные, так и образовательные мероприятия. А больше всего журфаковцы боятся не успеть все рассказать за десять минут.

Ирина Епифанова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты