Студенты журфака, которые начали строить свою карьеру на ТВ уже во время обучения, поделились своими историями профессионального становления и поведали о сложностях на пути к телевизионной мечте, подробно рассказали о своих интересных ситуациях во время съемок и, самое главное, объяснили, каково это совмещать работу с учебой.
Наверное, многие в детстве хотели почувствовать себя в роли ведущих новостей или развлекательных ток-шоу. А может быть кто-то представлял себя в роли смелого и обаятельного корреспондента, который посещает самые лучшие мероприятия, борется с преступностью и иногда с ямами на дорогах, берет интервью у интересных и известных личностей и записывает самые крутые стендапы с первого раза. Мир телевидения всегда был чем-то очень чарующим и в какой-то степени недоступным. Но для студентов журфака ЧелГУ все двери открываются в разы быстрее и шире. Мы решили узнать у наших студентов как же они справляются с бешеным рабочим и учебным ритмом жизни.
Леонид Клименчук, четвертый курс:
Начинал я свою первую телевизионную практику летом 2016 года. То есть на первой производственной практике. До этого нам (первашам) удалось сходить в гости в одну из редакций по выбору. Меня однокурсник и ныне мой коллега Артур Ишпулатов позвал на телерадиостанцию «Восточный Экспресс» в информационную программу «Телефакт», в которой он уже тогда активно стажировался.
На первую практику я пришел на две с лишним недели, если мне не изменяет память. Первой моей съемкой был опрос на улице. Я ходил с оператором и вымаливал от горожан ответы по теме малого количества маршруток в Ураза-Байрам.
Очень боялся этих разговоров, мямлил что-то себе под нос, а оператор Ромка Хатимов меня вытаскивал, как препод на экзамене, и спрашивал у людей сам. Прямых эфиров тогда еще не было. Я был зеленый. «Подставка под микрофон», а не журналист – вот кто я был тогда.
Сейчас я работаю в той же информационной программе «Телефакт», но сейчас вернулся туда уже опытным журналистом с багажом опыта за плечами.
Плюсы работы на ТВ:
– Ты в кадре;
– Тренируешь дикцию и навык письма;
– Выполняешь разносторонние задачи (от написания небольших сюжетов о проблемах жителей до рекламных материалов и заданий от правительства или администрации региона);
– Постоянно учишься чему-то новому;
– Драйв съемок. Например, у меня был такой опыт, когда меня отправили снимать сюжет о цирке с верблюдами и сделать оттуда ЛТТ (то есть сюжет, где журналист постоянно в кадре и все испытывает на себе). Тогда мне удалось записать стендап, катаясь на верблюде;
– Телевидение дает базу умений, которую не дают в университете. Ты учишься работать с голосом, с построением истории, выявлением острых проблем. Ну а, главное, учишься работать слаженно в команде: в первую очередь с оператором, а затем и с редактором, продюсером, монтажером, звукорежиссером и еще целой толпой людей, которые воплощают написанное тобой в жизнь.
Минусы:
– Ненормированный график работы;
– Сложность совмещения с учебой.
После первой практики я стажировался полгода в редакции «Наше утро» на ОТВ. Затем четыре месяца работал на СТС-Челябинск. А сейчас вот уже полгода на «Телефакте».
Безусловно, успеть все нельзя. Приходится жертвовать парами и учебным процессом, чтобы работать на развитие своих практических умений. Я благодарен нашему факультету за возможность работать, поскольку иначе я никогда не самоопределился бы в профессии.
Кумиров в тележурналистике у меня нет. Могу лишь выделить настоящих профессионалов своего дела, которые выдают бомбические сюжеты и на которых я ориентируюсь. Безусловно, хочу выделить мэтра стендапов – Леонида Парфенова. А также Ираду Зейналову и Андрея Доброва за их уникальное умение работать в студии. Нашего ведущего «ОТВ» и бывшего ведущего «31 канала» Ваню Уткина– человека, рожденного для работы на ТВ. Это профессионал, который без запинок ведет эфир, потом едет проводить пару корпоративов, а уже на следующий день он снова в строю.
Обожаю специальные репортажи моего коллеги – Артура Ишпулатова. «Чертяга» делает это легко, злободневно и с юморком. Он сейчас в Краснодаре. Представляет канал на региональном ТЭФИ. Это главная награда для телевизионщиков. Есть еще всероссийская ТЭФИ, но это уже совсем вышка. Надеюсь, он ее возьмет.
Коллеги– это самые лучшие люди в мире, которые помогают держаться в строю и поднимать уровень выдаваемого материала.
Мои перспективы пока довольно туманные, но хочется развиваться дальше и поработать на федеральном канале. Но я люблю снимать рекламу и художку, поэтому есть мысли развиваться и в частной съемке.
Вячеслав Ватутин, третий курс:
С первого курса я работаю на ТВ. Как это получилось? Пошел на ознакомительную практику на две недели, потом предложили остаться. Полтора месяца проходил стажировку, и потом меня взяли на работу. Первый раз попробовал себя в роли телевизионщика в своем городе Верхний Уфалей. Мне понравилось, потом как-то даже мыслей не было пойти в печать, интернет или иные СМИ.
Сейчас работаю на «31 канале» уже полгода. До этого работал на «Телефакте» полтора года.
Сложности? Они есть всегда! Сначала учился писать тексты, потому что телевизионные и печатные тексты отличаются и имеют свои нюансы.
Первая съемка, на которую меня отправили, была три года назад, но помню ее как сейчас. Женщина проиграла в игровых автоматах полмиллиона рублей. И мы поехали «нагибать» это заведение. Существовало оно не как игровая контора, а как дилинговый центр для обмена валюты. Это была очень эмоциональная женщина, которая просто громила все игровые автоматы – было очень экстремально. Мы вызвали полицию, а через месяц это заведение было закрыто.
У меня получается совмещать учебу с работой, но это сложно, а иногда приходится прогуливать пары.
Кумиров у меня, по сути, нет, есть люди, которые попадаются на моем пути, дают мне знания, помогают реализоваться в этой профессии. За это я им благодарен.
Карьерные планы у меня грандиозные, но предпочитаю об этом не рассказывать. Считаю, что жизнь идет своим чередом и не все наши планы реализуются.
Ксения Васильченко, третий курс:
Впервые я попала на телевидение еще на первом курсе во время ознакомительной практики. Меня еще совсем зеленую отправили на «31 канал» в программу «Агентство чрезвычайных новостей». Тогда я впервые увидела все «закулисье» телевидения: студии, телекамеры, бесчисленное количество мониторов… Но тогда я больше писала новости на сайт и только пару раз ездила на съемку сюжета с корреспондентом. К слову, сюжет был об убийстве молодого парня. Тогда я вообще ничего не понимала: что, почему, как и зачем. Так еще и морально была не готова «соприкасаться» с миром криминала.
А уже самостоятельно я стала выезжать на съемки и хотя бы мало-мальски вникать в систему тележурналистики во время прохождения первой летней практики на ГТРК «Южный Урал». Сначала было очень страшно даже просто брать комментарии, ведь респондентами были высокопоставленные люди: депутаты и министры. Но это были цветочки! Самое интересное началось на следующей практике (после второго курса) на «Телефакте», после прохождения которой меня взяли в штат. Сложность была в том, что приходилось во всем разбираться на ходу, самостоятельно и предельно быстро. «Режиссировать», продумывать, в каком русле должна быть раскрыта та или иная тема, приходилось в полевых условиях, то есть прямо на съемке. Ты не обдумываешь сюжет заранее, сидя в редакции, потому что нет на это времени: к эфиру нужно выдать материал, и желательно не один.
Плюсы работы на ТВ:
– тебя показывают по «телеку»;
– общение с представителями самых разных профессий;
– Не сидишь на месте. За день посещаешь несколько самых разных мест: утром ты на аппаратном совещании главы города, а через пару часов едешь на городскую свалку;
– Работа на ТВ реально прокачивает мозги: хочешь, не хочешь, но тебе придется разобраться, каким методом асфальтируют дороги или, например, как отливают купола для церкви.
Интересная история за время работы… Наверное, это съемка сюжета про щенков, которых назвали в честь футболистов (это было в разгар чемпионата). Я записала стендап следующим образом: четвероногим Дзюбе и Акинфееву подарила настоящий футбольный мяч и, условно говоря, проверила, как они им владеют. Щенки только понюхали его и убежали, это было очень мило.
Да, совмещать работу и учебу тяжело, но выбор делать приходится. Корреспондент – это не та профессия, где ты мог бы работать на полставки. Нужна полная отдача это съемки, эфиры и ответственность перед зрителем. Я же пока решила отдать приоритет учебе. Студенчество быстро закончится, а работать предстоит всю жизнь.
Я бы не сказала, что у меня есть кумир среди телевизионщиков. Назову людей, чье творчество вдохновляет. Например, мне нравится, как делает свое шоу Иван Ургант. Он сломал многие телевизионные рамки в своей телепрограмме. Но я скорее просто уважаю этого человека за то, что и как он делает. Кумиру подражают, я же хочу двигаться своей дорогой.
Меня мотивирует стремление узнать, что же будет вообще с телевидением и тележурналистикой в ближайшем будущем. Я думаю, что нашему поколению выпала возможность стать свидетелями того, как телевидение сменит площадку и способ вещания. Возможно, оно «перебазируется» на просторы интернета. И, если это случится, мне бы очень хотелось принять участие в этом «телевизионном перевороте».
Больших целей перед собой сейчас не ставлю. После окончания учебы хочу набраться опыта, работая корреспондентом, скорее всего, в каком-то крупном городе. Ну и в планах подтянуть знание английского, ведь в нашей профессии это очень важно и нужно.
Артур Ишпулатов, четвертый курс:
Впервые попал на телевидение на первом курсе: мы ходили на практику в редакцию, и мне захотелось там остаться. Полгода я ходил на канал, меня учили работать на съемках, а затем предложили работу. Первые впечатления были самыми приятными. Мне казалось это чем-то магическим: ты днем в числе первых что-то увидел, а вечером рассказал об этом всему городу. Сейчас работаю на «ОТВ» («Областное телевидение»).
Разных сложностей, на самом деле, бывает много – как вести себя с чиновниками, как уговаривать людей, владеющих важной информацией, дать интервью. Впервые в прямом эфире я оказался, когда мне было 19. Это было волнительно и страшно. И тогда у меня в наушниках пропал звук! Я не слышал студию, от этого волновался еще больше. Но мы нашли выход из ситуации – оператор созвонился с режиссерами, и они давали команду, в какой момент я могу говорить.
Совмещать работу с учебой тяжело. Но я стараюсь исправиться и не упускать что-то важное в университете.
Среди телевизионщиков мой кумир Ирада Зейналова. Ее умение подавать материалы, работать на съемках, энергия в подаче материала достойны подражания.
Мотивирует расти и развиваться дальше любовь к телевидению. Я не представляю своей дальнейшей жизни без этого. Моя цель – стать полноценным редактором (я уже примерял на себя роль редактора утренних эфиров), но хотелось бы попробовать себя ведущим новостей.