Великий русский писатель и выдающийся немецкий философ были наиболее яркими мыслителями рубежа веков. Реагируя на кризис гуманистических ценностей, они предложили два противоположных пути дальнейшего развития цивилизации.
XIX век стал не только началом эпохи форсированного прогресса науки и технологий, но и началом конца предыдущей культуры. Именно здесь стоит искать начало того мирового разлома, что дважды потряс мировую цивилизацию в XX столетии. Событие утраты традиционных представлений и ценностей было с особенной чуткостью воспринято и осмыслено в творчестве Фридриха Ницше – на Западе, и Федора Михайловича Достоевского – в Российской империи, то есть на востоке Европы. Первым между этими двумя мыслителями провел параллель еще известный литературный критик Серебряного века Лев Шестов[1].
Тезис
Но если они и столкнулись с единым феноменом – вызовом эпохи перемен, то откликнулись на зов весьма по-разному. Ницше «философствовал молотом», свергая старых кумиров. Он призывал решительно отказаться от метафизических иллюзий, укорененных в христианской культуре. Основание для новой системы ценностей философ искал в самой жизни: «Этот мир может быть оправдан только как эстетический феномен»[2]. Движение мысли Ницше было направлено в сторону натурализма, действительной реальности жизни человека.
Антитезис
Есть общее заблуждение называть Достоевского писателем реалистом. Сам он называл себя «реалистом в высшем смысле»[3]. То есть его «реализм» был, по сути, верой в реальность высших духовных сущностей. Если Ницше обращается к натурализму, то Достоевский после недолгих ранних поисков возвращается к вере в сверхъестественное. Если для первого «Бог умер», то для второго Бог по-прежнему является единственным гарантом порядка: «Если Бога нет, то все позволено»[4]. Отношение к Богу – камень преткновения для двух мыслителей. Десакрализация мира по Ницше подразумевает, что на место ложных кумиров должен взойти сверхчеловек (в восприятии русских мыслителей – человекобог), который отныне ответственен за все происходящее во Вселенной. Программа Достоевского ставит главной задачей жизни обо́жение, то есть достижение в рамках православной традиции состояния богочеловека. Эти две позиции непримиримо противоположны. Для Достоевского немыслима любовь к человеку, если нет любви к Богу. По словам религиозного философа Николая Бердяева: «Антихристианское человеколюбие есть лживое, обманчивое человеколюбие. Идея человекобога истребляет человека, лишь идея Богочеловека утверждает человека для вечности»[5].
Что дальше?
Таким образом, конец XIX столетия является кризисным периодом для европейского гуманизма и цивилизации, на нем основанной. Наиболее отчетливо эта проблема осмысливается в творчестве Ницше и произведениях Достоевского. По мысли Бердяева относительно Достоевского: «он преодолел наивные, элементарные основы старого гуманизма, и ему открылся совершенно новый, трагический гуманизм. В этом отношении Достоевский может быть сопоставлен лишь с Ницше, в котором кончился старый европейский гуманизм и по-новому была поставлена трагическая проблема о человеке»[6]. Однако под «новым, трагическим гуманизмом» Бердяев понимал всего лишь возвращение к религиозной картине мира: «Христианство, как религия богочеловеческая, безмерно выше гуманизма» [7]. Идеи немецкого мыслителя послужили основой для рефлексии европейской философии ХХ и XXI веков, где в продолжение и на смену гуманизму приходят такие направления как постгуманизм и трансгуманизм. Позиция Достоевского подразумевает отказ от гуманизма и модернизации и возвращение к христианской системе ценностей. Таким образом, вторая половина XIX столетия является началом расхождения Западной и Русской культур. Первая идет по пути натурализма, преодоления гуманизма, либерализма, атеизма и модернизации. Россия, после советского эксперимента, обращается назад «к Достоевскому» и берет курс на веру в сверхъестественные силы, отказ от гуманизма, либерализма, модернизации и возвращается к христианским традиционным ценностям.
Источник изображений: Wikipedia
Череминин А. А.
[1] Шестов Л. И. Достоевский и Ницше: Философия трагедии. – М. : АСТ, Фолио, 2001. – 87 с.
[2] Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. – СПб. : Худож. лит., 1993. – С. 57.
[3] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений : в 30 т / Ф.М. Достоевский. — Л. : Наука, 1972 — 1990.
[4] Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы». Книга II, Глава VI.
[5] Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. – М. : ЛитРес, 2009. – С. 51.
[6] Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. – М. : T8RUGRAM, 2018. – С. 31.
[7] Бердяев Н. А. Основная идея Вл. Соловьева / Вл. Соловьев: Pro et contra. Антология. Т. 2. – СПб. : Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2002. – С. 693.