«У каждого времени свой герой» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяОстрый вопрос«У каждого времени свой герой»

«У каждого времени свой герой»

Когда готовился к экзаменам, перечитывал произведение «Герой нашего времени». На момент создания оно описывало человека, черты которого можно было заметить в каждом просвещенном дворянине. С тех пор прошло много лет и сменилось много поколений. Но роман Михаила Юрьевича Лермонтова не утратил актуальности. «Героя нашего времени» можно заметить даже в людях двадцать первого века. Сам же Печорин, по замыслу автора, должен был стать неким «срезом» современного классику общества. Но когда роман ушел в народ, стал популярным, то «героями нашего времени» стали все, кого можно назвать «срезом поколения».

Лермонтовский персонаж должен был вобрать в себя все пороки «новых дворян». Он умен, но не знает, где и когда это ему нужно. Он красив, но его не интересуют романтические отношения. Разве только ради развлечения – вспомнить ту же Белу. Наконец, он нигилист и фаталист, для него все ничтожно и предопределено. Именно такой была молодежь девятнадцатого века.

Кого же выбрало новое поколение своим героем сейчас? Блогеров или просто медийных персон. Их жизнь всегда на виду – по их портрету легче всего ставить диагноз обществу. Их же можно назвать и лидерами мнений у подростков и молодежи.

За современными «героями» тянется шлейф интриг, скандалов и расследований. Они ведут себя так, как не дозволено никому. Они стремятся любой ценой эпатировать публику. Не гнушаются и тем, что любой воспитанный человек даже вслух не скажет. На грязи и низости легче всего набрать просмотры, которые так легко превращаются в связку купюр. Но стоит упомянуть, что у сегодняшних героев и Печорина единственная схожая черта – аморальность. В остальном – одни отличия.

Если Печорин умен, то условный Эдвард Бил – дурак. Лермонтовский герой имеет убеждения и образование, он скучает среди балов и праздности. Печорин умеет скучать. Эдвард же умеет только глупо эпатировать. Молодой блогер вряд ли сможет поддержать светскую беседу, а его гедонизм мешает ему остановиться и задуматься хотя бы на миг. Согласитесь, хайп из-за сбитой девушки или глупые пранки не сопоставимы со сложной стратегией развития канала на Ютубе. А Бил стал популярен отнюдь не потому, что построил какой-то план продвижения. Он снимал глупые шоу, показывал дорогие машины, глупо шутил. Больше всего просмотров на его видео, конечно, принес суд, случившийся после того, как Эдвард сбил человека. А потом еще и СМИ подогрели интерес к его персоне. Для такой популярности ничего не нужно – ни образования, ни мозга.

Другой пример – «голос поколения» Ивангай – не смог в гостях у Юрия Дудя внятно выразить свои мысли. Сопоставить слова с тем, что он думает. Его фразы с этого интервью похожи на цитатник попугая: собственных идей у него или нет, или он их просто не может передать словами. Печорин, в отличие от блогера, смог написать дневник, где все произошедшее понятно и доходчиво рассказал.

Однако провальное интервью на заработке Ивангая не сказалось. Все равно остались люди, для которых блогер – пример и авторитет.

Такие персонажи хорошо показывают то, насколько наше общество готово платить за чужую глупость. Любой порок, любое аморальное деяние готов показать современный блогинг за деньги благодарной аудитории.

Как пример – популяризация треш-стримов. Относительно недавно блогер Станислав Решетников с ником Reeflay оказался в тюрьме из-за убийства подруги. Этот персонаж устраивал трансляции, где за определенную сумму от зрителей сам Станислав и его подруга выполняли задания, часто унизительные. Во время одной из таких трансляций Валентина поссорилась со Станиславом и даже угрожала ему ножом. Фатальным для девушки стал момент, когда Станислав ее мокрую, пьяную и без верхней одежды выгнал на мороз, якобы из-за «неприятного запаха».

Это не единичная трансляция, кончившаяся уголовным делом. Стример Андрей Бурим в прямом эфире избил модель Алену Ефремову. Девушка просила Андрея раздеться перед камерой, чтобы доказать, что у него красивая фигура. В ответ на это, он начал бить Алену головой о стол и прокричал, что не говорил подобного. Затем он вытолкнул жертву из кадра. Позже стример признал вину и прекратил вести трансляции на время уголовного дела.

И это только малая толика того, что готовы устроить современные «герои» на чужие деньги. Гадость и мерзость вперемешку с глупостью – идеальный рецепт для того, чтобы стать популярным. Люди готовы платить за эмоции и адреналин. К тому же, это проще в разы какого-то сложного и интеллектуального контента. Можно просто пить в кадре и материться – это тоже востребовано.

Как все-таки облик «героя нашего времени» изменился! Даже для Печорина, уверен, такое публичное поведение было бы аморальным и противным. Он был воспитанным человеком, в отличие от «героев» сейчас.

Но не за ним, а за блогерами повторяет молодежь. Чтение не модно, проще посмотреть, как ведут себя каждый день кумиры в инстаграме. Жизнь современных «героев» как на ладони – анонимности у медийных интернет-персон нет. Да и они не хотят что-либо скрывать. Блогеры полностью прозрачны перед зрителями, поскольку сами рассказывают о своих вещах, покупках и заработке.

Вот так и получается, что «герои нашего времени» — блогеры и стримеры, не думающие о последствиях своего поведения. Не задумываются они и о том, как они влияют на готовых за ними идти людей. Они хуже Печорина и нигилистов позапрошлого века. Они именно те «герои», которых просит век нынешний.

Леонид Каменщиков,

подготовительные курсы журфака ЧелГУ

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты