Не каждому человеку хочется открыться и рассказать что-то личное. Но все-таки мы находим тех, кому открываем тайны своих переживаний. Но как мы выбираем этих людей? В дело вступает невербалика — умение слушать, слышать и понимать без слов.
Каждый день мы пишем друг другу сообщения на почту, в социальных сетях или мессенджерах. Часто незнакомые люди идут на контакт с журналистом и дают подробные ответы на наши вопросы. Через переписку договариваются и о встрече, на которую спикер выделит всего полчаса и даст готовый клишированный ответ на твои вопросы.
– Межличностное общение невозможно без эмоций, – считает практикующий психолог-психотерапевт Власта Курнева. – Другое дело, что яркость проявления эмоций разная и зависит от контекста общения. Если человек спокойно реагирует на жизненные ситуации – это не безэмоциональность.
В книге «На одной волне» было предложено выразить эмоции из готового списка. Просто, по порядку, от легких – радости и грусти, к сложным – блаженству и ненависти. Выражать их нужно было с помощью мимики лица. Два года назад я, привыкшая для эмоций использовать стикеры с милыми животными, выложила на своей странице в соцсети коллаж из всех эмоций того списка. Многие из фотографий не были поняты, пришло и несколько вопросов в личку. Картинку с ухахатывающейся рыбкой Капелькой люди, по итогу, воспринимают лучше, чем такого же человека, как они сами. Где-то здесь отчетливо обозначилась проблема, актуальная для меня как для журналиста, активно ищущего контакт со всеми и каждым.
– Представление каждого отдельного человека об окружающей действительности подобно изображению местности на разных картах. То есть всегда есть отличия и неточности, но ориентироваться можно, – добавляет Власта Курнева. – Восприятие смайликов и стикеров зависит от «карт» в головах собеседников. Одни и те же символы могут ассоциироваться с разными объектами, субъективно считаться красивыми или противными.
Случайно выяснилось, что я совсем не управляю своей мимикой, особенно если стараюсь концентрироваться. Я смотрю заинтересованным взглядом на собеседника, слушаю план развития моей курсовой работы и вникаю, представляя план в голове как путь на карте с сокровищами. Там впереди клад – диплом. Немного по-детски я отвлеклась. В итоге получаю в лоб: «Даша, так и скажи, что ничего не понимаешь». Глаза округляются, выкатываются и быстро возвращаются назад, чтобы лицо не стало еще тупее. Я ведь слушала. Я не пыталась сделать какой-то там вид, что внимательна, потому что по-настоящему вникала.
В ходе продуктивной беседы учебного кружка юнкоров выяснилось, что я не только сама собой не управляю, но и за другими не успеваю во время разговора следить. В подвале, где располагается и сейчас редакция газеты, главный редактор как-то скрестил руки на груди и запальчиво, с вызовом сказал мне: «Тебе удобно так со мной разговаривать? Мои руки тебе не мешают?». Нет, не мешают. И руки в карманах тоже. И даже заведенные за спину. Я только отвлекусь, представляя собеседника как подсудимого за решеткой советского суда. Панели на стенах, старый запах в зале и черная-пречерная мантия, как у мага. На пару секунд представлю. Собеседник даже не заметит, ведь по моему лицу со спокойным выражением ничего особо не понять.
Если человек безэмоционален, он не сможет выразить себя или свои мысли понятно для окружающих. Мы сталкиваемся с этим и во время живого общения, и при работе с профессионалами. Фотограф Владислав Богаткин считает, что в его творчестве важна передача эмоций, которые исходят и от модели, и от фотографа:
– Вся фотография строится на эмоциональном подтексте. Безэмоциональную фотографию мы не запомним, она просто пройдет мимо. В ней даже зацепиться не за что.
Тем не менее находятся люди, которые готовы хотя бы десять минут, а то и целый час рассказывать мне что-то о своей жизни. Тайна чужих переживаний, хлопот и обид. Когда мне не дают и слова сказать, я смотрю прямо в глаза и немного улыбаюсь. Жду окончания словесного выпада или интересной, цепляющей мысли. Когда мне активно рассказывали о том, кто кому «надоел, ну, просто потому, что тупой», я смотрела в пол и глазами делала радугу. А в голове – тишина. Я человеку не нужна, как, впрочем, и этот «надоел». Выскажется и забудет. А я хоть отдохну от привычных аудиторий, рабочих мониторов и столовых. Для меня такой нескромный монолог – всегда игра в случайного попутчика – наш разговор закончится, а завтра для меня его не будет. В одно ухо влетело, в другое вылетело.
– Обычно каждый зациклен сам на себе: своем мнении, заботах, умозаключениях, правоте, – считает Власта Курнева. – Стоит лишь немного сместить вектор восприятия и окажется, что информации окружающие нам дают достаточно для анализа, да вот только анализировать обычно некому.
Мне и самой иногда нужно высказаться. Наговорить много всего, может быть, нелепого. В Интернете советуют вести то личный дневник, то утренние страницы. Невозможно выкинуть на бумагу свои мысли, как картошку из мешка, и знать, что ты уже услышан. А главное – понят. Нужна та самая обратная связь, которую мы получаем в разговоре. Удивленный взгляд собеседника, когда ты говоришь привычные вещи. Его смех на то, что тебе кажется простым, прозрачным и понятным. Из общения с окружающими постепенно исчезает важный и необходимый элемент – невербальное общение. К сожалению, это касается не только журналистской практики и становится еще одной глобальной проблемой.
Фото из личного архива В. Курневой, В. Богаткина, а также с сайта Unsplash.