Скажи мне три заветных цифры… Что стоит знать о мошенничестве? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяОстрый вопросСкажи мне три заветных цифры… Что стоит знать о мошенничестве?

Скажи мне три заветных цифры… Что стоит знать о мошенничестве?

Информация об угрозе мошенничества звучит из каждого утюга, но пострадавших меньше не становится. Попробуем разобраться, в чем же дело.

Чем берут мошенники? Первым делом позвонивший озвучивает полностью ФИО и личный номер сотрудника. Именно табельный номер сотрудника банка вызывает доверие, хотя проверить его достоверность очень не просто, а во время разговора с мошенником сделать это невозможно. Да и при поступлении настоящего звонка из банка в большинстве случаев вы не услышите никакого табельного номера, если не спросите его сами, потому что называть его в начале диалога бессмысленно.

Далее, тот самый представитель «службы безопасности», буквально заваливает свою жертву огромным количеством информации, сложными терминами и пугающими формулировками. В этот момент разум затуманивается. Не понимая и половины полученной информации, люди начинают верить во всё сказанное, ведь звучит и правда убедительно.

Последний шаг – быстрое принятие решения. «Срочно сообщите данные вашей карты и кодовое слово! Это для вашей же безопасности!». «Вам необходимо перевести деньги на счет, который я вам сообщу. Это важно для сохранности средств, сделайте это прямо сейчас во время разговора!». Мошенники не дают времени на раздумья и проверки, не позволяют прервать диалог и если клиенту банка, например, нужно дойти до банкомата, то мошенник будет на связи даже во время этого пути. Главная их цель – не дать собеседнику всё обдумать, посоветоваться с близкими или самостоятельно позвонить в свой банк.

Вышеперечисленные факты кажутся очевидными, но когда поступает тот самый звонок, тогда и начинаются сомнения. Первая мысль: «А вдруг звонят правда из банка?». Если продолжить этот разговор, то сомнений уже не останется. «Мошенники бы так не придумали» — именно это говорят многие жертвы злоумышленников.

Как не попасться на крючок? Важно знать золотое правило: сотрудники банка не запрашивают информацию о клиенте на исходящем звонке. Простыми словами, если в банк вы звоните самостоятельно, то для аутентификации у вас запрашивают данные карты и другие. Но если из банка вам поступает звонок, то вас могут лишь попросить представиться, чтоб понимать, что диалог ведётся с нужным человеком.

Также необходимо понимать, что если по вашим счетам действительно проводятся подозрительные операции, банк не станет тратить время на телефонные звонки. В первую очередь задача любого банка предотвратить угрозу, а значит банк просто приостановит подозрительные действия и если операцию проводите именно вы, то вы самостоятельно обратитесь в банк любым удобным способом и подтвердите свои намерения.

Распространённое заблуждение: «Если я отвечу на подозрительный звонок, то мой голос будет записан и это используют против меня!» Это не так. Аферистам не нужен голос, им нужны конкретные данные. Если злоумышленникам удалось угадать в каком банке у вас есть карта, это не значит, что им известны все детали. В этом и кроется замысел таких звонков. Если данные карт и счетов не были озвучены, а просьбы мошенников не выполнены – значит вы в безопасности.

Как не попасть к мошенникам в сети?

Не менее популярная уловка мошенников – популярные интернет-платформы и социальные сети. Уже всем известно, что если вам поступает сообщение от друга с просьбой срочно отправить деньги, то стоит позвонить и уточнить правда ли это. Однако есть и другие хитрости. Представьте ситуацию: вы создали объявление о продаже телефона на известном интернет-сервисе, нашёлся покупатель, который прямо сейчас купит у вас товар. Чтобы он мог оплатить покупку, вам необходимо перейти по ссылке и указать там информацию о карте, на которую вы готовы получить деньги. Заранее покупатель уточнил, есть ли на вашей карте такая же сумма, как та, которую он вам переводит. Эта сумма на карте была, но вопрос вас не смутил. Вы перешли по ссылке. Выглядит всё достаточно правдоподобно, интерфейс полностью совпадает с сайтом, который вы использовали для продажи. И вот вы уже ввели номер карты, срок действия, те самые три цифры на обороте и замерли в ожидании поступления на карту. Но вам пришло смс о списании средств. Так работают фишинговые сайты. Сегодня на всех платформах, которые часто используют мошенники, красным цветом пишут: «Не переходите по ссылкам. Не переходите в другие мессенджеры. Это может быть не безопасно». Но зачастую эти подсказки остаются незамеченными. Попав в подобную ситуацию несложно выйти из неё без потерь. Во-первых, проверить достоверность страницы довольно легко, обращайте внимание на адресную строку. Во-вторых, на крупных интернет-платформах всегда можно найти пошаговое описание совершения сделок, оплат и работы сервиса в целом. Ну и самое очевидное: для получения оплаты вам не нужно иметь на своем счету эту же сумму. Если потенциальный покупатель предлагает вам связаться через другой мессенджер, отправляет вам какие-либо ссылки или уточняет баланс вашей карты, этот диалог необходимо прекратить. К сожалению, такая сделка не будет для вас успешной.

Будьте бдительны. При малейших сомнениях уточняйте информацию в банке. А если утечка данных уже произошла, необходимо срочно блокировать и перевыпускать вашу карту.

Ксения Морозова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты