Синдром Аспергера – неполноценность или признак гениальности? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяОстрый вопросСиндром Аспергера – неполноценность или признак гениальности?

Синдром Аспергера – неполноценность или признак гениальности?

После сообщения Илона Маска о наличии у него синдрома Аспергера интерес к расстройству сильно вырос. Однако с повышением популярности синдрома появились заблуждения о нем. 

Синдром Аспергера – нарушение психического развития. Оно является аутистическим расстройством. От аутизма его отличает то, что при Аспергере нет снижения интеллекта, понижения речевых возможностей и других когнитивных функций.

Синдром был открыт еще в 1944 году. У Австрийского психолога и психиатра Ганса Аспергера в детстве были обнаружены симптомы этого синдрома, а за время своей медицинской практики он описал четырех детей со схожими симптомами — нарушением социализации и навыков общения без симптомов интеллектуальных и речевых расстройств. В 1988 году на симптоматику обратили внимание. Английский психиатр Лорна Винг воспитывала дочь, страдающую аутизмом. Тогда женщина и заметила недостаток советов и правил по воспитанию и поведению с таким ребенком для родителей. Она стала первая исследовать эту тему. Благодаря ей, помимо аутизма, были открыты «расстройства аутистического спектра». Лорна изучила работу психиатра, термин «Синдром Аспергера» включили в Международную классификацию болезней. 

У взрослых и детей с Синдромом Аспергера наблюдаются два этих симптома:

Проблемы с социализацией

Люди с синдромом Аспергера общаются специфичным образом и не нуждаются в постоянном контакте с людьми. 

Конкретика. Человек прямо доносит свои мысли до собеседника, не тратя времени на речевые реверансы. При разговоре он не поддерживает зрительного контакта и не сопровождает свою речь жестикуляцией или излишком эмоций. Недостаток эмпатии в общении делает человека с Аспергером холодным и незаинтересованным, у него не возникает желания разделить с вами эмоции, просто принимая сказанный факт к сведению. Эти особенности общения воспринимаются в обществе как грубость и отсутствие норм этики, из-за чего и возникают проблемы с социализацией. Речь Аспергеров отличает монотонность и медлительность. Хотя она наполнена большим словарным запасом, образность речи им недоступна. Они не способны понять смысл пословиц или поговорок, не понимают юмора и иронии, часто не могут применить одно правило к разным ситуациям. 

Однако люди с синдромом редко страдают от этого – спокойно переносят социальную изоляцию и не жаждут постоянного контакта с обществом. Они считают свое поведение нормой.

Трудности в общении у Аспергеров можно охарактеризовать так:

  • неспособность анализировать поведение людей;
  • невозможность понять их эмоции и чувства;
  • сложности в определении чужих намерений;
  • трудности в понимании правил общения;
  • невозможность предсказать, как их поведение отразится на других людях;
  • не могут отличить правду от лжи.

К сильным чертам Аспергеров относятся:

  • независимость от мнения окружающих;
  • логика мышления; высокая концентрация внимания;
  • высокие знания в интересующей области;
  • высокий уровень интеллекта; красноречие;
  • честность. 

Нервный срыв или истерика называются мелтдауном. В этом состоянии человек с синдромом Аспергера теряет самообладание и способность здраво мыслить. Он становится агрессивным, а его поведение – непредсказуемым. Причиной мелтдаунов является воздействие чрезмерного уровня стресса, с которым человек не может справиться. Нервные срывы связаны с гиперчувствительностью Аспергера. 

Спровоцировать такое обострение могут следующие факторы:

  • резкая смена планов;
  • завышенные ожидания;
  • чрезмерная социальная вовлеченность.

Во время срыва Аспергера ни в коем случае нельзя трогать или пытаться привести в чувства, так как человек может нанести серьезный вред окружающим или себе. В таком случае стоит оставить его в покое и подождать, пока истерика начнет угасать, и только тогда попытаться поговорить с ним. Также не стоит оставлять Аспергера в таком состоянии одного, нужно проследить, чтобы он не навредил себе. 

Узконаправленные занятия и интересы

Люди с синдромом Аспергера концентрируются на одном своем увлечении и не рассеивают внимание по разным областям интересов. Благодаря своей особенности они с большей вероятностью добиваются успехов. Аспергеры педантичны и уделяют много внимания мелочам, каждая их вещь находится строго на своем месте. Они всегда планируют свое время. В физическом плане их отличает некоторая неуклюжесть. 

Английская студенка Мария увлекалась языками: в совершенстве владела немецким и английским, свободно говорила на французском и итальянском языках. Когда она решила изучить еще и хинди, учитель отнесся к ней скептически. Члены группы уже выучили всю грамматику и учились читать, когда ее знания были на нуле. Но через несколько недель она намного опередила своих одноклассников, так как проводила дни и ночи, изучая язык.

Из-за этого синдром оброс ярлыками о неполноценности жизни человека или напротив, о его гениальности и сходством с синдромом Саванта – редким отклонением в развитии, при котором человек владеет выдающимися способностями в одной или нескольких областях. 

На самом деле люди с синдромом Аспергера ничем не отличаются от других, а их расстройство становится лишь приятным бонусом к самореализации, так как они любят учиться и овладевать новыми навыками.

В большинстве случаев страх о неполноценности идет от родителей, которые плохо разбираются в недуге своего ребенка, а также из-за травли окружающих, которые не разобрались в природе явления. Возвышенные ожидания, на фоне раннего развития интеллекта, плохо сказываются на состоянии ребенка, от чего появляется неуверенности в своих силах. Результатом такого отношения является сознательное отстранение ребенка от общественной жизни. Если говорить об особенностях социализации – то они легко сглаживаются в процессе воспитания и обучения. Для детей и взрослых есть специализированные тренировки коммуникативных навыков, выстраивания стратегий поведения, проявления эмпатии, речевого и невербального этикета. 

Синдром Аспергера не лечится, но его симптомы можно облегчить благодаря ранее сказанным тренировкам. Обучение всегда нужно начинать с раннего детства, так как в более взрослом возрасте мозгу сложнее перестроиться. 

Попытки назначить таким детям нейролептики и другие психотропные препараты – действительно наносят вред. Все это может задерживать развитие мозга и подавлять эмоциональную сферу. Поэтому при отсутствии острых тревожных симптомов прибегать к медикаментозному лечению бессмысленно и очень опасно. 

В заключение хочется сказать, что люди с синдромом Аспергера способны удивить. Да, в них сочетаются как хорошие, так и плохие социальные качества. Аспергеры прекрасно умеют дискутировать и доказывать свою точку зрения, а также они без проблем помогут советом. Отсутствие у них навыков эмпатии или низкая эмоциональность не делают их плохими людьми.

Ксения Москвичева

Фото взяты из сети Интернет

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты