Синдром отличника: нужно ли бороться с ним? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяОстрый вопросСиндром отличника: нужно ли бороться с ним?

Синдром отличника: нужно ли бороться с ним?

Наверное, каждый сталкивался с желанием сделать свою работу как можно лучше, но всегда ли это оправдано и несет за собой положительные последствия?

Желание сделать все поставленные сдачи идеально зачастую сопровождается «синдромом отличника». Это убеждение, что идеал всегда должен быть достигнут, а неидеальное выполнение работы просто не имеет права на существование.

Чаще всего с «синдромом отличника» можно столкнуться еще в школьном возрасте, например, в начальной школе. Именно в это время учиться наиболее легко, а семья требует вызубрить заданные стихи, все правила русского языка и научиться считать – ведь эти знания являются основными и без них последующее обучение невозможно. И ведь действительно, многие школьники учатся либо на одни четверки и пятерки в начальной школе, либо вообще являются круглыми отличниками. Казалось бы, что в этом плохого?

Однако, при переходе в среднее звено, где появляются профильные предметы, а учебная нагрузка на ученика резко увеличивается, успеваемость, наоборот, зачастую снижается. Но, к сожалению, многие родители не хотят этого замечать и по прежнему требуют от ребенка идеального выполнения всех заданий. Обосновывая это тем, что если учишься хорошо в начальных классах, значит можешь поддерживать успеваемость и дальше, обучаясь уже в средних и старших классах.

Только родители не хотят обращать внимания на интересы ребенка и на его предрасположенность к определенным дисциплинам. Например, если школьнику нравится история и обществознание, не факт, что он будет понимать математику и химию. Поэтому ребенок начинает заучивать все темы по всем предметам, часто не понимая о чем идет речь, чтобы оправдать ожидания родителей и получить похвалу. Здесь и начинает проявлять себя «синдром отличника». Появляется зацикленность на оценках и важнее собственных интересов становится мнение окружающих. Желание оправдать надежды родителей ставится превыше всего. В школе на это можно закрыть глаза, однако желание получить идеальный результат, вопреки всему может преследовать и в дальнейшей жизни.

Часто «синдром отличника» можно перепутать с перфекционизмом, но они имеют ряд отличий. Например, появляется преувеличение последствий при допущенной ошибки, постоянное «самокопание», если что-то пошло не по поставленному плану, страх неудачи и зацикливание внимания на успехах и делах других людей. Из всех этих симптомов возникает тревожность, нелюбовь к себе и неумение отдыхать. Кажется, что нужно постоянно выполнять какие-либо дела и день отдыха испортит результат. В итоге, появляется выгорание и опустошение, ничего не хочется делать, потому что постоянная нагрузка и работа отнимают все силы.

Бороться с синдромом отличника можно и нужно. Правда, можно пересмотреть большое количество мотивационных роликов, прочитать книги на психологическую тематику, но это так и не поможет, потому что все установки находятся где-то глубоко внутри головы и давно уже прижились там. Стоит все советы из этих источников применять на практике, выполнять все задания на собственном примере.

Важно понимать, что моральное и психическое состояние организма намного важнее оценок и результатов работы. Можно выполнять все идеально, но быть глубоко несчастным, потому что вся деятельность – это не настоящие желания, а зачастую, просто привычка или занятие, которое нравится больше окружающим. Поэтому нужно правильно расставлять приоритеты и в первую очередь делать то, что будет приносить удовольствие и пользу. Также, очень важно уметь отдыхать от работы: сходить развеяться, пообщаться с друзьями, посмотреть любимый фильм и, наконец, уделить время себе.

И самое главное, нужно понимать, что постоянная гонка и переживание за результаты может привести к серьезным психическим расстройствам и депрессии.

Анастасия Кнутарева
Фото на обложке freepic

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты