Точки столкновения: могут ли блогеры заменить журналистов? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяОстрый вопросТочки столкновения: могут ли блогеры заменить журналистов?

Точки столкновения: могут ли блогеры заменить журналистов?

В XXI веке новых технологий практически каждый человек на планете имеет свой блог – «аккаунт в социальной сети с систематически добавляемыми записями», как гласит классическое определение. За последние 3 года их популярность настолько возросла, что теперь блогер – это профессия, причем одна из самых востребованных и высокооплачиваемых в мире.

В свете этой бешеной популярности иногда кажется, что журналистика не просто осталась в тени, но даже устарела. Но в этой тени по-прежнему работают люди, которые отвечают за то, чтобы даже в самых отдаленных уголках планеты знали, что происходит в мире. Они собирают, проверяют и распространяют мощнейшие потоки информации. И делают это не первое столетие: ведь пражурналистика возникла уже на заре цивилизации. Отвечая на вопрос, обозначенный ещё в заголовке, можно было бы сказать, что журналист – исчезающая профессия, ведь на смену ей приходят новые форматы медиаиндустрии. Оказалось, не всё так просто.

Две эти сферы, блогинг и журналистика, очень похожи, но между ними есть несколько отличий:

– Блогинг выигрывает за счёт возможности поддерживать личную связь, диалог с аудиторией в реальном времени. А вот дозвониться в прямой эфир какой-нибудь телепрограммы довольно проблематично. Уже не говоря о том, что большинство сюжетов на телевидении снимаются заранее.

– Блогинг под силу обычному человеку, в то время как телевидение требует огромного вложения средств. Для того, чтобы стать блогером сегодня, нужен обычный смартфон. У меня есть свой канал на YouTube, на котором аудитория составляет 4,5 тысячи человек. Чтобы достичь такой отметки, мне не понадобилась профессиональная техника, многочисленная команда и дорогой продакшн.

– В основе профессии журналиста – навыки, полученные обычно в вузе на соответствующем факультете. Таковых, как правило, нет у блогеров: они не все умеют красиво и грамотно писать, проверять информацию, обрабатывать видеоматериалы…

– Степень ответственности тоже разная. Деятельность журналиста жёстко регламентируется, а вот «личные блоги» имеют возможность публиковать почти всё, что угодно, не противоречащее законодательству, как и любое частное лицо, – дальше право выбора (соглашаться/не соглашаться) остается за пользователем. Блогеры могут позволить себе субъективизм, иногда они подчёркнуто субъективны, но, как ни странно, это и ведёт к независимости. А вот журналисты ещё как зависимы (от учредителей, спонсоров, власти…), поэтому доверия к ним становится всё меньше и меньше.

И даже перечислив все эти различия, я пришла к парадоксальному выводу: каждый блогер всё-таки немного журналист. Блогеры, регулярно продвигающие свои тематические блоги, напоминают ведущих традиционных авторских программ в СМИ.

В мае 2019 года в рамках итогового форума челябинского проекта «Школа Медиаграмотности» прошел брифинг на тему «Блогеры VS Журналисты: кому доверять в 2к19?». На него пригласили представителей и той, и другой сферы. На днях я связалась с одним из гостей, выпускающим редактором «Времени новостей» на канале ОТВ Артуром Ишпулатовым и решила уточнить, вдруг что-то изменилось за эти полгода: «Нет, они не могут нас заменить, потому что блогеры – это больше развлечение. Они, конечно, могут работать в жанре «инфотеймент», как и мы, т.е. просвещение через развлечение, но что касается добычи информации: законы о СМИ упрощают этот процесс, показал удостоверение – все дороги открыты. И информация всегда у журналистов проверенная, опять же, это регулируется законом».

Мне стало интересно мнение обычных пользователей, я задала этот же вопрос своей аудитории в Instagram и получила весьма интересный, не требующий комментария ответ: «О теракте в Домодедово первым сообщил пользователь Твиттера». Из одной этой фразы можно сделать вывод об ещё одном большом плюсе блогеров – мобильности. Благодаря ей «активисты сети» интереснее аудитории.

Но, согласитесь, за блогом вам интересно следить не только потому, что ведущий оказался в нужную минуту в нужном месте. Представим конфету: фантик – это новые, современные способы подачи информации (мультимедиа, инфографика, необычные приемы в фотографии, в видео). Аудитория обращает внимание на привлекательный имидж. Но ведь мы хотим, чтобы под обёрткой была вкусная, например, шоколадная конфета. Порой блогеру не хватает глубины – той самой «начинки», тогда преимущество отдается журналисту. А теперь – стоп, ведь есть много форм, в которых могут совмещаться функции и блогера, и журналиста. Некоторые из них я применяю в своём творчестве. Побывав на одном всероссийском фестивале, я сняла влог, в котором рассказала о событии, смешивая репортажный жанр со сторителлингом и делая это как ютубер.

Пока я работала над этим материалом, кардинально поменялось моё мнение о журналистике. Изначально я считала, что это профессия прошлого, но на деле без журналистики не будет любого медиа. И вот тогда я поняла, что всё это время хотела быть журналистом, работающим в формате блогинга. Делать красивую обёртку, но не забывать о содержании.

С этой точки зрения блогеры выглядят как непрофессиональные журналисты, самодеятельные авторы (как, например, «Бурановские бабушки» супротив симфонического оркестра). Некоторые из таких «самородков» оказываются интереснее и профессиональнее «настоящих артистов», но в общей массе уступают. Подытожить я бы хотела ещё одним комментарием из проведённого опроса: «блогеры и журналисты будут существовать вместе, как учителя и репетиторы». Или, говоря по-другому, как кино не убило в своё время театр, так и блогинг не убьёт журналистику, они будут находить точки соприкосновения и новые форматы сотрудничества.

Анастасия Щербатова,
журнал «Тинейджер» МБУДО «Центр внешкольной работы г.Челябинска»

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты