С трехсотлетием, «Робинзон Крузо»! - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяРепортажС трехсотлетием, «Робинзон Крузо»!

С трехсотлетием, «Робинзон Крузо»!

Ветреный вечер четверга. Уютные стены Областной Научной Библиотеки, в которой скоро состоится лекция в честь трехсотлетия романа «Робинзон Крузо», кажутся спасением. Стоило переступить порог «Публички», как свист в ушах сменился блаженной тишиной, а суетная улица – картинами и книжными стеллажами.

Довольно долго топчусь у зала, на входных дверях которого висит возвещающий о лекции плакат, в ожидании начала. В числе первых захожу в помещение. Перед отведенным для лектора местом в несколько рядов стоят пустующие деревянные стулья, приглашающие своим видом гостей присесть. Тут и там на стенах подвешены за веревочки куклы для театральных представлений с пугающе выразительными лицами: помимо лекции здесь проходит и выставка.

Вдоволь насмотревшись на красивые, но жутковатые экспонаты, занимаю свое место в третьем ряду.Подтягиваются люди. Рядом присаживаются гости как среднего возраста, так и пожилого, но основная масса посетителей состоит из студентов. Не остается ни одного свободного стула, а вот слушатели прибавляются. Лектор учтиво дожидается, пока недостающие места компенсируют скамейками, принесенными из холла, и наконец представляется.

Лекцию под названием «Робинзонада в мировой литературе» читает нам доцент кафедры русского языка и литературы историко-филологического факультета ЧелГУ Александр Полушкин. Начинает он с самого явления «робинзонада», которое стало нарицательным, а далее заостряет внимание на узнаваемом образе Робинзона Крузо, которого,по словам Александра Полушкина, невозможно до конца понять, не зная личности самого автора.Нам рассказывают о том, через что прошел Даниэль Дефо прежде, чем,в возрасте пятидесяти девяти лет, написать прославившее его произведение. Путешествия по разным странам с целью заработка, тюремное заключение за политическую деятельность, доходы, не покрывающие долги… Ничего не приводит Даниэля Дефо в достаточное отчаяние для того, чтобы окончательно сдаться. Поиски денег в конце концов приводят будущего писателя к написанию всевозможных памфлетов и стихов для короля и, соответственно, обеспечивают ему приближение ко двору. Однако при новом правителе за свой особо провокационный памфлет он приговаривается к казни.

– Но что случилось с Даниэлем Дефо? – говорит Полушкин. – Буквально за несколько дней до того, как пристать к позорному столбу, в своей камере-одиночке онпишет памфлет, который назывался «Гимн позорному столбу». Дефо в стихах воспел казнь и сказал, что по-настоящему к этой казни приговариваются только те, кого власть боится, те, кто заслуживают одобрение толпы, а не позор. Через друзей ему удается распространить это произведение, и в итоге, когда Даниэля Дефо поставляют к позорному столбу, толпа не кидает в него тухлыми помидорами и не поливает писателя матом, а, к удивлению охраны, поет тот самый «Гимн позорному столбу»,на сам столб повесив гирлянду из цветов. Так его позор превратился в триумф.

Александр Сергеевич приступает к дальнейшему рассказу о заключении писателя в тюрьме. В зале тихо, несколько десятков зрителей слушают внимательно, лишь иногда поглядывая на развешанные тут и там куклы. По правую руку от меня девушка кладет голову на плечо подруги. Лекция продолжается.

После заключения Даниэль начинает сотрудничать с газетами, а после открывает и свою. По словам лектора, он прославился как честный, бойкий журналист, откликающийся на все значимые события. На свой страх и риск Дефо публикует свое первое художественное произведение, то самое, которое стало центральной темой нашего обсуждения и трехсотлетие которого мы празднуем в апреле этого года.

– К своему удивлению, Дефо обнаруживает, что его роман получает настолько положительные отклики, что он моментально разлетается как горячие пирожки. Через пару лет Даниэль пишет продолжение к «Робинзону Крузо» и берется за новые романы, послужившие основной для развития английской романистики – так он и становится первооткрывателем эпохи развития английского романа.

Александр Сергеевич пробегается по стилистике и общим чертам романов Дефо, укрепившие его звание блистательного романиста, а также заложившие основы для многих жанров, которые в будущем приживутся в мировой литературе. Рассказывает о сюжете «Робинзона Крузо», о возможных прототипах главного героя, о таком явлении, как философская робинзонада и о многом-многом другом.

Зал погружается в сумерки. Зажигается свет. А лекция продолжается. Почти два часа Александр Полушкин знакомит слушателей с биографией, романами и продолжателями традиций Даниэля Дефо. Но вот лекция подходит к концу. Александр Сергеевич отвечает на вопросы, возникшие у аудитории, и вместе с гостями покидает зал.

В длинной очереди за верхней одеждой я развлекаюсь тем, что слушаю переговаривающихся студентов, которые обсуждают минувшую лекцию. Похоже, не только у меня осталось приятное впечатление от вечера. Библиотеку я покидаю с чувством с пользой проведенного времени.

Кажется, ветер на улице наконец поутих.

Анастасия Вяткина

Фото: Областная Научная Публичная Библиотека

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты