«Неуч» и «Анна Каренина», или «как смотреть постановки по не прочитанному произведению классической литературы?» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяГлавные новости«Неуч» и «Анна Каренина», или «как смотреть постановки по не прочитанному произведению классической литературы?»

«Неуч» и «Анна Каренина», или «как смотреть постановки по не прочитанному произведению классической литературы?»

Вы когда-нибудь ходили на балет? Испытывали удовольствие от того, как движения танцоров способны передать целую историю? В Челябинском театре оперы и балета поставили «Анну Каренину» – произведение, чей автор не нуждается в представлении. Обучение на журфаке дает много «плюшек» и посещение подобных мероприятий – одна из них.

13 апреля мне удалось воочию посмотреть на то, как отобразили один из известнейших романов Толстого на сцене. Я могла бы написать хорошую рецензию на данный балет, восхититься тем, как удачно раскрыли характеры героев. Если бы не одно «но», которым я совсем не горжусь. Ни в школьные годы, ни за время обучения в вузе я так и не дочитала «Анну Каренину» до ее логического конца. «Но как можно писать рецензию на то, в чем ты совсем не разбираешься?», – скорее всего подумаете вы. Признаться, не знаю. Остается лишь сразу отметить, что данный текст – не рецензия в классическом понятии. Скорее вам будет представлен эмоциональный рассказ о том, как неосведомленный неуч в моем лице, пытался сделать вид, что не такой уж он и неуч. 

«Влада, давай сходим на «Анну Каренину»!», – предложила подруга несколько дней назад. А что, поход театр – прекрасная возможность наконец познакомиться с произведением русской классики. Не буду оправдываться: нет объективных причин, почему я не сделала этого раньше. Скажу лишь, что действительно зацепилась за появившуюся «лазейку» поглотить содержание романа без его прочтения. 

Радуюсь, оформляю покупку по пушкинской карте. Выбираю свободное место, ввожу данные, несколько нервно слежу за загрузкой «Яндекс.Афиши». Ура, успешно! Открываю электронный билет, чтобы все проверить. И вижу надпись, запускающую цепочку прохождения через все стадии принятия неизбежного: «Анна Каренина. Балет».

Стадия 1 «Шок»:

В смысле балет? Это что, получается, никто не представит персонажей? Не будет ни слова от героев, которые могли бы объяснить происходящее? Нет, ну быть не может! Не спорю, балет – прекрасный жанр театрального искусства, но он рассчитан на определенную аудиторию, как минимум, знающую суть и сюжет произведения. Явно не для меня, чьи знания ограничиваются именем главной героини и ее любовника. Ах да, там еще что-то про поезд было, кажется. Как они вообще собираются показывать поезд в балете? 

Стадия 2 «Отрицание»:

Спустя какое-то время над паникой берет верх врожденное упрямство. Я? Не смогу разобраться в сюжете Толстого? Да нет, бред какой-то. Не может быть все настолько плохо. Столько адаптаций «Карениной» уже было, а сколько мемов гуляет на просторе интернета. Люди же как-то разобрались, я ничем не хуже. За пару дней до представления бегло просматриваю о нем информацию: балетмейстер-постановщик – Вера Арбузова, на сцене впервые появятся мистические персонажи, объясняющие чувства героев. Знания, по сути ничего не дающие мне в моменте, почему-то окончательно успокоили. Почитала про Веру Арбузову. Выяснилось, что руководила постановкой заслуженная артистка России, лауреат театральных премий. Появилась необоснованная уверенность, что все будет хорошо. Руководитель – профессионал. Да и наличие на сцене мистических героев – дополнительная иллюстрация происходящего. Не может это не помочь мне.

Стадия 3 «Торг»:

День постановки. С друзьями захожу в театр оперы и балета имени Глинки. «Пахнет лошадьми», – отмечает кто-то из них. Прислушиваюсь к аромату. Улавливаю запах женского парфюма, вернее ядреное смешение из разных духов. Лошадей нет. Лишь люди в шикарных нарядах. Будто только и ждали «Анну Каренину», чтобы облачиться в бархатные платья и костюмы. Начинаю чувствовать себя неловко: после учебы, в джинсах и рубашке, еще и с сюжетом произведения не знакома. «Зумерка», которая вылезла из Тик-Тока в большой мир, не иначе. Вновь начинаю нервничать, но вижу столик с лежащими на нем программками будущего представления. Недолго думая, подхожу к приветливой работнице театра. Покупаю заветный буклетик за 50 рублей. Чувствую, что спасена. Звучит первый звонок.

Стадия 4 «Вина»:

Возвращаюсь к подругам, показываю приобретение. 

«Ты серьезно купила брошюру? В интернете краткое содержание и исполнители главных героев есть…»

Понимаю, что они правы. Я потратила деньги на бумажку с информацией, которую способна найти самостоятельно. А могла вообще обойтись без неё, если бы предварительно прочитала роман. Сейчас же я стою в джинсах и рубашке посреди холла одного из самых известных театров Челябинска, совершенно не уверенная в том, что разберусь хотя бы чуть-чуть в предстоящем спектакле. Второй звонок.

Стадия 5 «Гнев»

Заходим в зал и ищем места. Впервые в жизни купила билет на бельэтаж. Оказалось, что это маленькие балкончики-ячейки с шестью не прикрученными к полу стульями. Наши – у самой перегородки сбоку. Вытяни шею и увидишь макушки всех, кто сидит внизу. Оглядываюсь и понимаю: на балете почти аншлаг. Под нами яблоку негде упасть, все забито людьми. Даже балконы полны до отказа. Чувствую, что колени неудобно упираются в перегородку. Ерзаю, нахожу более удобное положение, чтобы видеть сцену. Появляется несколько странная мысль: «Интересно, бельэтаж не обвалится под тяжестью зрителей? Вон нас сколько…», – за ней тут же следующая. – «Да, людей море и все знают, куда пришли. Кроме тебя». 

Все вокруг восторженно обсуждают свои ожидания от балета: «Кто будет играть Вронского? А Китти? А как они покажут падение Карениной под поезд?». Стараюсь отвлечься и сконцентрироваться на репетирующем оркестре. Неожиданно раздается третий звонок, голоса людей сливаются в совсем нечленораздельное жужжание. Как только зрители занимают свои места, дирижер кланяется и сразу машет оркестру. Начинается балет «Анна Каренина».

Стадия 6 «Депрессия»

С первых секунд пытаюсь погрузиться в постановку с головой. Выходит, честно говоря, из ряда вон плохо. Мистики – трио молодых людей в белоснежных костюмах, которые были призваны для объяснения зрителю происходящего, совершенно не справляются со своим назначением, пусть и двигаются пластично. На заднем фоне огромный экран с красивыми, но не несущими мне никакого смысла, рисунками. Понимаю, что левая нога затекла и теперь по всему телу распространяется неприятное покалывание. Меняю положение и сразу замечаю на небольшой платформе под экраном новые действующие лица: мужчина, женщина и маленький мальчик. Догадаться несложно, что это семья Карениных.

Устало ложусь на бортик перед собой. Какое-то время молча наблюдаю за действительно красивой постановкой и танцами. Скорее интуитивно догадываюсь о том, какому артисту какая роль досталась. Благо, главные герои выделяются на фоне массовки: их костюмы отличались от остальных. Все в светлом – Каренина и Вронский в темном, и наоборот. Достаю брошюру, половину первого действия провожу, постоянно сверяясь с ней.

Стадия 7 «Осмысление»

Антракт. Голова немного пухнет от количества новой информации. Однако определенные моменты прояснились. Делюсь догадками со своими спутницами, выясняется, что в одной из сцен я перепутала Китти и Анну, но в остальном все более-менее точно. Вновь сажусь на место и погружаюсь в чтение программки. 

Начинается второе действие. С удвоенным энтузиазмом слежу за происходящим на сцене. Более осознанно подхожу к движениям танцоров. Начинает вырисовываться сюжет. Четче различаю героев между собой. Действительно замечаю, что белые фигуры-мистики, присутствующие на сцене почти все время, в своем танце словно раскрывают глубже характеры Карениной и ее окружения. Вот сама Анна ловко изворачивается из объятий Вронского и убегает, а по движениям ее белых компаньонов мы понимаем, какую яркую палитру эмоций испытывает героиня.

Все внезапно обретает дополнительный смысл. Экран с периодически меняющимися изображениями так органично вписался в постановку, что ты перестаешь воспринимать его как экран в принципе. Именно он дает ощущение смены декораций: вот банкетный зал, где проходит бал-знакомство главных героев, а вот театральная сцена, перрон…  Костюмы как основных, так и второстепенных персонажей идеально подходят под общий концепт. Удивительно, но абсолютно все локации, насколько я могу судить по буклету, показаны достаточно четко. Спутать сцены прощания на перроне и сон Карениной невозможно, даже если вы такой же «осведомленный» зритель, как я. Музыка, свет, движения исполнителей, все это настолько чутко передает необходимую атмосферу. Для сюрреализма, свойственного всем снам, дважды запускали дым машину. Словно переход из разных реальностей, пар охватывает вначале героев сцены, а затем самих зрителей. Звучат вокальные произведения, что довольно сильно выбивается из привычного мне концепта балетных постановок. Но должна признать: благодаря им хорошо обыгрывается «молчание» персонажей. 

Внезапно звон колоколов, красный свет. Группа офицеров заполняет сцену. Они двигаются резко и экспрессивно, затем убегают в сторону. Появляется Каренина. Она одна, в алом, буквально кричащем о ее чувствах платье. С потолка спускается семафор, звучит гудок поезда. Отчаянно Анна подбегает к краю платформы, смотрит прямо перед собой, крестится и отчаянно падает. Я не вижу массивной машины, но понимаю: героини больше нет. Все смолкает. Финал.

Знаете, возможно, балет действительно не для всех. Его герои немногословны, нет рассказчика, который объяснил бы вам, что происходит. Лишь декорации, музыка и движения в танце могут дать вам хоть какую-то подсказку. Многие считают, что балет крайне сложно поставить хорошо. Пожалуй, я соглашусь с этим. Однако, также хочу отметить: хорошо поставленный балет сможет зацепить даже того, кто не был к нему готов. Да, я не читала «Анну Каренину» Льва Николаевича Толстого. Теперь же у меня просто не остается другого выхода. 

Не знаю, может ли научить чему-то фундаментальному мой текст. Но одно я запомню точно: если идешь на постановку по классике, о сюжете которой совсем ничего не знаешь, хотя бы программку изволь прочитать до начала, а не во время представления. 

Владислава Михеева

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты