«Романтика» дьявола в большом городе - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяРецензия«Романтика» дьявола в большом городе

«Романтика» дьявола в большом городе

Рецензия на сериал «Люцифер» в рамках проблемы романтизации зла.

Американский телесериал «Люцифер», премьера первого сезона которого состоялась в 2016 году, снят по мотивам серии комиксов Нила Геймана и Сэма Кейти издательством Vertigo, подразделением DC Comics. Он повествует о дьяволе, уставшем править Адом и решившем отдохнуть на Земле под видом владельца модного ночного клуба. Параллельно с новой разгульной жизнью Люцифер помогает в расследованиях полиции и решает свои семейные проблемы. Главную роль исполнил Том Эллис.

Задумка и воплощение в контексте массовой культуры превосходят все ожидания. Люцифер, которого публике показал Том Эллис, представляется нам эксцентричным, обаятельным и отнюдь не лишенным доли дьявольского обаяния. Знающий все людские пороки и заставляющий признаваться в своих желаниях, он умело использует это, чтобы получить желаемое. Сославшись изначально на интерес и любопытство, бывший Король Ада становится консультантом полиции, помогая им раскрывать преступления. Очень забавно наблюдать, что Дьявол работает на полицию.

Однако что может быть за этой оберткой?

С позднего средневековья «Люцифер», «сатана» и «дьявол» являются тремя равнозначными понятиями в церковной и популярной культуре. Дьявол же по определению является властителем Ада, подстрекателем людей к совершению греха; это персонифицированное абсолютное зло.

В сериале Люцифер говорит, что он, будучи Королем Ада, карал преступников, но сам никогда не совершал зла, что можно объяснить лишь романтизацией его образа. Представший на экранах дьявол не искушает людей на грех: это снимает с него ответственность за ужасные человеческие деяния, хотя многие течения определяют его как воплощение людских пороков. Люцифер от Тома Эллиса куда более романтизирован, чем кажется на первый взгляд: он посещает психолога из-за семейных проблем (в сериале Люцифер является первым ангелом, восставшим против бога, и его сыном, что отсылает нас к действительно существующей теории о Люцифере как о первом падшем ангеле), питает романтические чувства к напарнице по расследованиям, испытывает все те эмоции, которые присущи людям. Это не плохо, но и не хорошо, так как в рамках массовой культуры относительной нормой могут быть очень многие вещи, однако романтизировать абсолютное зло, как бы говоря, что и у дьявола есть причины быть таковым и имеется право на изменения, неправильно с точки зрения нравственности. Хотя о нравственности и можно рассуждать очень много, ведь у каждого человека своя истина, романтизировать дьявола все равно что оправдывать преступника.

Одним из самых ярких примеров романтизации дьявола в этом сериале является момент из третьего сезона, когда психолог Линда Мартин говорит ему: «Я спрашиваю тебя, Дьявола, о том, чего же ты желаешь на самом деле?», на что Люцифер отвечает: «Чтобы она выбрала меня» (прим. Хлоя Деккер, напарница Люцифера). Человек и сатана поменялись местами: теперь Люцифер признается в своих желаниях и чувствах, которые свойственны только людям, а доктор становится на его изначальное место. Романтизация персонифицированного зла здесь достигает своего апогея: сатана раскрывается и раскаивается перед смертным. Они словно меняются местами.

Еще до выхода сериала, на момент его создания, в 2015 году была создана петиция Американской Семейной Ассоциации (АСА) One Million Moms с требованием прекратить производство «Люцифера», потому что сериал показывал дьявола с хорошей стороны, что противоречит Библии и оскорбляет веру. Несмотря ни на что, петиция не собрала достаточное количество подписей, в связи с чем ничто не помешало продлить сериал на шесть сезонов.

Можно ли однозначно сказать, что сериал плох из-за своей связи с религией и нравственностью? Нет. Однако стоит отметить, что эта проблема довольно сложна в ее правильной интерпретации. Отражение признанного культурой абсолютного персонифицированного зла в массовом продукте все же должно быть более каноничным, но никак не романтизированным.

Сериал не стал хуже из-за присутствия в нем феномена романтизации зла. Это по-прежнему хороший и необычный продукт, за развитием сюжета которого интересно наблюдать. Но важно уметь отделять зерна от плевел и быть способным видеть те проблемы, которые неосознанно могут быть прикрыты поверхностностью рассуждения об их сути.

Нет комментариев

Комментарии