Свечку донес? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяРецензияСвечку донес?

Когда говорят о творчестве Андрея Тарковского, то многие вспоминают такие фильмы как «Солярис» и «Сталкер». Между тем Андрей Арсеньевич явил миру 7 фильмов-исповедей не только о своей жизни, исторических событиях и воспоминаниях о будущем, но и о чувствах своего поколения – раненых реальностью людей, которых некому исцелять.

Сегодня я буду говорить о «Ностальгии»: трогательном роуд-муви о поисках родины в наполненной искусством и мертвыми душами Италии, ожившем Возрождении и апокалипсисе.

Русский писатель Андрей Горчаков (Олег Янковский) путешествует по Италии в поисках биографических следов Павла Сосновского – крепостного музыканта, вернувшегося в Россию. Вместе с переводчицей Юдженией (Домициана Джордано), читающей в переводе стихи Арсения Тарковского он ищет следы исполнителя, и осознает, что тоска по холодной жестокой России начинает захватывать и его, переходит в тяжкий душевный недуг.

Способность предсказывать будущее присуща немногим деятелям искусства. Судьба целого поколения, предостережение об опасности или зеркальное отражение действительности – все это становилось предметом изображения. В случае с «Ностальгией», Андрей Тарковский предсказал свое собственное будущее: буквально через год после выхода фильма режиссер станет изгнанником и навсегда уедет из страны.

Данная картина не рассказывает об уникальности русской души, которую не понять иностранцу. Это изображение человеческого и человечного чувств. Тоску по своей родине не может понять как главный герой, так и зритель. Здесь не устрашают мрачные полотна, средневековые храмовые обычаи, ужасные переводы, искажающие смыслы произведений русских авторов. Устрашает то, что, казалось бы, в такой прекрасной одухотворенной стране как Италия, с ее тяжелой безмятежностью местных жителей, великим трепетом к красоте и искусству, человека продолжает тянуть обратно, туда, откуда ему удалось вырваться. Но вернуться уже не получится.

История, однако, не рассказывает только о поисках Горчакова. Духовную близость русский писатель находит не в общении с обворожительной несчастной переводчицей, а с городским чудаком Доменико. После выхода из психиатрической больницы, Доменико семь лет держал взаперти свою семью, спасая от конца света. Он отрешен от остальных людей, самое человечное существо в его жизни – собака. И писателя, и городского сумасшедшего объединяет одиночество – среди своих и среди чужих. Но цели разные: если Доменико желает остановить апокалипсис, то Горчаков выполняет свое обещание, данное сумасшедшему, помочь остановить апокалипсис.

Весь фильм содержит воспоминания главного героя не просто о родине с ее березами, а о родной матери. В ночных грезах он видит эпизоды своего детства, запечатленную в воспоминаниях женщину, дом. Эти явления разбросаны в разных уголках памяти и перемешались в единый гул, который терзает мужчину ночью.

Центральная тема фильма – тоска по матери. К ее образу обращается и главный герой, вспоминая свою жизнь, и его сумасшедший друг, манифестирующий среди застывших в безразличии горожан, и наконец сам автор – в начальных титрах.

Этот фильм можно смотреть по-разному и с разными целями: разбирать все послания автора к зрителю, наслаждаться неторопливым повествованием и восторгаться уникальным стилем режиссера.

Я не могу назвать себя ценителем элитарного искусства, скорее массовым зрителем. И для таких, как я, произведение поначалу кажется странным. Его хочется выключить совсем, ускорить или бесконечно ставить на паузу, ходя кругами по комнате, анализируя, что же все-таки в нем происходит. Но к нему продолжает все равно тянуть, ты не можешь оторваться ровно так же, как и Горчаков не может вернуться. Ты продолжаешь с видом великомученика смотреть, упорно и долго. Тебе становится жалко собаку, переживающую за сумасшедшего, смешно с варящихся в котле бассейна водолечебницы итальянцев и вот ты уже с замиранием сердца следишь за тем, как Янковский несет свечу по уже пустому грязному дну этого бассейна, иначе произойдет апокалипсис. Этот фильм определенно заслуживает внимания тем, что после просмотра оставляет после себя не только эмоции, будь то положительные или отрицательные, но и звенящую пустоту внутри и эхо от падающих водяных капель.

Источник иллюстраций: https://www.kinopoisk.ru/film/46464/screenshots/page/1/

Полина Персичкина

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты