Зачитай мне Достоевского

Такого прочтения русской классики зрители Челябинского Камерного театра еще не видели. Что интересного можно рассмотреть в экспериментальной постановке «Достоевский. Игра в…»?

Премьера спектакля состоялась в Камерном театре в начале февраля этого года. Режиссер-постановщик Олег Хапов представил вниманию зрителя самый популярный роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» в неклассической форме. Он взял строки из стихов челябинского поэта Яниса Грантса, который в свою очередь и превратил роман в поэму. Таким образом, получилось создать спектакль в стиле рэп-мюзикла, где главные герои под музыку зачитывают складные рифмы с мрачным содержанием.

Действие начинается с приема иммерсивного театра – прямо в зрительском зале. Актеры предлагают зрителям забросить связанные кеды на натянутую веревку, и после того, как обувь оказывается подвешенной, начинается сам спектакль. В центре сюжета – знакомый нам Раскольников в неклассическом современном образе: вместо поношенной шляпы – капюшон худи, вместо поношенных сапог – кеды. Раскольников одержим идеей убийства старушки, однако после совершения преступления он переживает сильные душевные муки, которые в результате заставляют его признаться в содеянном.

В спектакле задействовано всего лишь три актера – Дмитрий Блинков бессменно играет Раскольникова, а Марина Гез и Марина Вознесенская исполняют роли всех остальных персонажей. Помимо действующих лиц, на сцене всегда присутствуют такие предметы интерьера, как решетчатая стена с водосточной трубой, контрабас и смычок, передвижные конструкции, обмотанные черным полиэтиленом. По ходу развития действия, мы понимаем, что контрабас метафорически играет роль старухи-процентщицы, а смычок становится своеобразным «топором», который и обрубает ее жизнь. Контрабас находится на сцене на протяжении всего действия, как бы являясь постоянным напоминанием о случившемся преступлении. На сцене появляется очень много черного полиэтилена, которые постоянно окружают главного героя: они составляют часть его пространства, скручивают и душат его. Таким образом, мы понимаем, что полиэтилен – это еще один метафорический главный герой спектакля, который олицетворяет мрачные мысли Раскольникова и его душевные терзания.

Текст «Преступления и наказания» в спектакле претерпел сильные изменения. В результате мы видим только саму линию убийства и любовную линию Раскольникова и Сони Мармеладовой. Спектакль звучит то где-то в кабаке народной песней под шарманку, то где-то среди питерских улиц шепотом главных героев. Звуки держат зрителя в напряжении на протяжении всего спектакля и создают нужную атмосферу.

После просмотра спектакля возникает ощущение внутренней эмоциональной наполненности. Кажется, что ты заново прочитал «Преступление и наказание», только в совершенно другой форме. Это все еще спектакль о глубоких переживаниях, о сожалении и раскаянии, о любви и вере, только перестроенный на современный лад. Спектакль придется по душе молодежи и любителям русской классики. «Достоевский. Игра в…» это очень интересный проект, который заслуживает внимания.

Фото: Челябинский Камерный театр

About the Author

Вам также могут понравиться эти

X