Или почему идеологий больше нет, а конфликт остался?
У одних серп и молот, у других смерть и голод
Холодная война – это один из крупнейших, если не самый крупный геополитический конфликт на территории всего земного шара. Точную дату начала холодной войны установить сложно, ведь первые идеи о коммунизме и построение СССР в целом не привели к конфронтации сверхдержав. Но, как принято считать, стартом противостояния является окончание Второй Мировой Войны, когда и произошел взлет коммунистических идей. Победа с лицом генералиссимуса Сталина, мощнейшая индустриализация – и одна из сильнейших экономик мира смотрелись более выгодными на фоне полуразрушенной Европы и США с ее «Великой Депрессией». Но были ли уже тогда первые намеки на конфликт? Да, слежка и шпионаж всегда имели свое место. Это даже не удивительно. Но стоит ли считать эту постоянную практику для всех стран мира глобальным противостоянием? Если копнуть еще дальше, то можно вспомнить Ялтинскую встречу, запрос СССР о вступлении в НАТО и просьбу Сталина не разделять Германию, оставив ее крупной капиталистической страной. Чтобы охарактеризовать межгосударственные отношения того периода, хочется привести несколько цитат самых влиятельных политиков капиталистических стран тех лет.
«Под руководством Сталина русский народ показал такой пример любви к родине, твёрдости духа и самопожертвования, какого еще не знал мир. Наша страна всегда рада поддерживать отношения дружбы с Россией, чей народ помог спасению всего мира от нацистской угрозы» (Франклин Рузвельт, 26 президент США)
«Большим счастьем для России было то, что в годы тяжёлых испытаний Россию возглавил гений и непоколебимый полководец И.В.Сталин. Он был выдающейся личностью, импонирующей жестокому времени того периода, в котором протекала вся его жизнь» (Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании)
В совокупности можно отследить целый ряд тенденций, которые сдерживали конфликт на почве успехов одной идеологи. Но так, по правде, не могло продолжаться вечно…
.
Яблоко раздора
Мы уже говорили о разделении Германии и установлении Берлинской стены. Конкретно на этом месте хочется заострить свое внимание. Западный мир отклонил предложение СССР о создании единого государства и выделил последней почти разрушенную восточную часть. 7 октября 1949 года была создана Германская Демократическая Республика (ФРГ 23 мая 1949 года). Данное событие стало знаковым в ходе развития противоречий. Ведь бывшая нацистская Германия превратилась в поле соревнований двух экономик: плановой и рыночной. Поддержка со стороны других доминирующих стран капитализма и выгодное территориальное положение обеспечили ФРГ мощный экономический рост и более выгодный вид на мировой арене. Но, стоит отметить, что такой результат был не везде. И здесь нужно вспомнить пример разделения Кореи на Северную и Южную. Долгие годы северная часть удерживала доминирование над своим конкурентом, оставаясь второй экономикой Азии после Японии. Пока в южной части сохранялся массовый голод и геноцид. По итогу этих разделений можно сказать, что именно в послевоенное время и появилась эта идеологическая конкуренция, которая не устроила разлад в мировом обществе, но точно заставила его задуматься.
.
«Мы вас похороним!»
ГДР и Северная Корея были подконтрольны Советскому Союзу и изначально придерживались определенной тактики: построение социализма в отдельно взятой стране. Собственно, точно также как и страна, которая распространила свое влияние в них самих. Но именно в те годы вектор развития самого Союза меняет свое направление. После смерти Сталина в 1953 году к власти приходит Никита Сергеевич Хрущев, который меняет дальнейшие планы республик СССР на ближайшие тридцать лет. Его политика сворачивания социализма привела к государственной монополизации всех предприятий. После реформ Косыгина и Либермана в 1965 году, СССР сам встает на путь капитализма. От части, капитализма специфического, но суть его оставалась прежней. И тут важно отметить, что ровно с момента прихода Хрущева и роста в партии буржуазных идей появляется ядерная угроза. Еще недавно Рузвельт писал о том, что считает, мол, нет причин для вражды двух сверхдержав, но неожиданно для всех она появляется. Только теперь она имела не идеологический характер, а характер влияния на территории стран всего мира. Под прикрытием красного знамени поддерживались любые попытки переворота, где устанавливались про государственные режимы. Чехословакия тому пример. Отличить оппортунистов от коммунистов нам поможет Китай 50-х годов, который только-только встал на социалистический путь, но уже отказался от СССР Хрущевской модели.
.
Спад настроений и первый Макдональдс в СССР
Несколько десятилетий в головах жителей СССР и США жил страх ядерной войны. Кто был виновником той угрозы – сейчас выяснять бесполезно, но можно точно сказать, что каждая из сторон была готова к этому противостоянию. С годами этот момент развеялся по воздуху и многие даже начали забывать о нем. В Брежневские годы говорили, что нет войны – уже хорошо, а в Горбачевские все охотно пытались попасть в Макдональдс на Пушкинской площади в Москве. Тем, кстати, и был обозначен тот период. Уже более развитый капитализм в Союзе все больше сближался с Америкой. Все чаще можно было услышать дружественные слоганы в сторону нового мира и так далее. Во многом это можно объяснить тем, что с 80-х многие заводы СССР начали экспортировать свою продукцию за границу, а такой союз нужно было чем-либо закрепить. Говоря о планах власти на тот момент, можно выделить самого Горбачева, который хотел остаться под красным знаменем и стать вторым Дэн Сяопином, который и сделал Китай таким, какой он есть сейчас. И, собственно, Ельцина, который и сделал Россию такой, какой мы ее сегодня видим за окном. Политика у них была крайне схожа, но она различалась в плане авторитарности. Ельцинская модель была более свободной и исключала прикрытие идеями коммунизма. В целом, оба деятеля были положительно настроены к Западу. А значит, холодная война окончательно утратила какой-либо смысл.
.
Итог
Холодная война, несмотря на предрассудки многих, не являлась и не является противостоянием целых идеологий и сама история тому пример. В момент, когда социализм активно строился в нашей стране, ни одно из западных государств не объявляло нам войн на идеологической почве, хоть и вероятность такого вполне уместна. На практике войны развязывали державы, которые боролись за влияние своих отдельных кошельков, что можно проследить и сегодня. Мы с США живем в одинаково капиталистических моделях экономики, но все равно имеем натянутые отношения. Точно такая же ситуация и с сегодняшним Китаем. Возможно, даже в большей степени. Войны за капитал неизбежно приводят к конфликтам, большим или маленьким. И тут уже вопрос начинает состоять в том, чей капитал в итоге окажется больше.
Алексей Блинов