Первое самое главное отличие –все советские средства массовой информации были государственными. Пресса следовала официальному курсу страны – в противном случае газета, журнал, теле- или радиопередача была бы незамедлительно закрыта. Сегодня большинство печатных изданий, теле- и радиоканалов находятся в руках частников, главная цель которых – максимальное извлечение прибыли.
В советское время журналиста редакция отправляла на задание. Та, в свою очередь, помимо обязательной идейной направленности, руководствовалась спецификой издания. Современный журналист тоже действует в рамах правил издания. Однако у руководства сейчас, прежде всего, интересуют сенсации, скандалы, происшествия, подробности личной жизни медийных лиц – словом, все то, что может привлечь внимание большинства аудитории. А большая аудитория – это рейтинг. Это в свою очередь – это прибыль.
Список вопросов, которые следовало задать во время интервью, в Советском Союзе составлялся заранее и утверждался начальником отдела. В особо ответственных случаях список утверждался главным редактором. Кроме того, в журналистской среде существовала строгая этика, согласно которой во время интервью считалось недопустимым задавать «неудобные» вопросы, касающиеся личной жизни человека. Популярные люди порой сами охотно рассказывали о своей семье, но это делалось добровольно, по собственной инициативе. Нынешнего журналиста такое положение не устраивает: если он не принесет в редакцию «сенсационную» новость или скандальное «разоблачение», он запросто может лишиться работы.
Интересно сегодня следующие отличие. Сегодня сами знаменитости просят журналистов выдать общественности тайны их закулисной и личной жизни. И щедро за это платят. Блестяще ответила экс-мегазвезда российской эстрады: «Черный пиар – это тоже пиар. Неважно, что обо мне говорят, – лишь бы говорили». Нынешним масс-медиа это только на руку: внимание общественности – рейтинг – прибыль. Звезды пиарятся, бизнес процветает – и всем хорошо. Для советского журналиста полученная информация систематизировалась, приводилась к нужному стилю. После этого готовый материал ложился на стол главному редактору и после его визы выдавался в информационное пространство. Другое дело – современный журналист. Для него подготовка материала – процесс творческий, требующий недюжинной фантазии. В результате креативной обработки от изначальной информации практически ничего не остается.
Источник фото: dzen.ru