Ксения Васильченко – выпускница нашего факультета, оператор-постановщик и видеограф. В интервью Ксения рассказала, в чем заключается секрет успешной съемки, какие тренды и тенденции сейчас существуют в видеоиндустрии, а также поделилась своим мнением насчет того, что самое сложное в профессии видеографа.
– Как ты пришла к тому, что решила стать журналистом: мечта детства или спонтанное решение?
– Я бы сказала, что это было самое спонтанное решение за всю жизнь! Были мысли поступать на менеджмент либо юриспруденцию. К концу 11 класса все же решила, что точно поступаю на «Рекламу и связи с общественностью». Летом решила записаться в ЧелГУ на летние курсы под подготовке к вступительными экзаменам (поступала как гражданка Казахстана, поэтому сдавала вступительные, а не ЕГЭ). И после того, как оставила заявку на курсы, мне на почту пришло сообщение от Анны Аркадьевны Журавлевой с подробным описанием того, что необходимо для поступления на факультет журналистики. Я была в замешательстве: «Почему журналистика, если я собиралась на рекламу?». Так я решила, что это знак судьбы, и журналистика стала единственным направлением, куда подала документы!
– В этом году ты получила заветный диплом о высшем образовании. Какие ощущения? Есть видение того, в каком направлении сейчас двигаться и развиваться?
– В первую очередь, испытываю абсолютную гордость за себя, чувствую, что передо мной сейчас открыты многие двери и я могу в полной мере заниматься тем, что мне нравится. А видение развития было уже с конца третьего курса, поэтому в открытое плавание после получения диплома отправилась с уверенностью в своем завтрашнем дне.
– Расскажи о жизни и учебе на журфаке. Что он тебе дал?
– Признаться честно, я не была ярым активистом нашего факультета. А являлась тем самым студентом, который не пропускает пары, выполняет всю домашнюю работу и читает списки литературы. 😉 Но, безусловно, не понаслышке знаю, что жизнь на журфаке (если того захотеть) может быть очень насыщенной, факультет дает для этого все возможности, и это круто.
Мне обучение на журфаке дало не только хорошую базу знаний в сфере массовых коммуникаций, но и понимание того, в чем именно я сильна и в каком конкретном направлении мне стоит развиваться.
– Каждый год студенты проходят летнюю практику в различных СМИ, оттачивая полученные в университете знания и навыки на практике. Где и кем ты успела поработать? Был ли полезен этот опыт?
– На первом курсе я как-то сразу поняла, что хочу проходить практику на телевидении, в связи с чем меня направили обучаться на 31 канал (в программу «Агентство чрезвычайных новостей»), где мне было страшно не столько от повесток дня, сколько от собственной неопытности сделать что-либо не так. На секундочку, вместе с корреспондентом мы расследовали одно жестокое убийство.
На втором курсе проходила практику на ГТРК «Южный Урал», где мне было непросто, поскольку уровень телерадиокомпании не позволял мне допускать ошибки, хотя мои материалы не были выпущены в эфир. Тогда поняла, насколько ответственна работа корреспондента на федеральном канале.
На третьем курсе я пришла на «Телефакт», тогда еще действующий. И вот здесь уже почувствовала себя профессионалом. Будучи практикантом, я была полноценным членом команды: одна ездила на съемки, писала закадровый, начитывала его. И мои работы выпускали в эфир! После практики меня официально трудоустроили и я проработала почти два месяца. Многому научилась, мне доверяли серьезные темы. Но тогда поняла, что учеба отходит на второй план, а мне хотелось все же еще побыть студентом (и желательно без долгов). И я ушла с работы по своему желанию. Ну а на последнем курсе решила погрузиться в аналитику: писала статьи на социальные, экологические и политические темы для сайта «LentaChel».
– Почему ты решила уйти в видеоиндустрию, а не в традиционное СМИ? Какие перспективы развития видишь для себя там?
– Если говорить поверхностно, то я бы сказала, что мне больше нравится стоять за камерой, а не перед ней, и создавать красивую, эстетичную картинку.
А если копнуть чуть глубже, то бы выразилась так: видеоиндустрия позволяет мне реализовывать свой потенциал в полной мере и без преград.
Ну, к тому же это очень востребованно, ведь само понятие «видеоиндустрия» очень широкое.
– Как ты думаешь: можно ли сейчас без высшего образования самому освоить видеопроизводство? Что для этого понадобится?
– Конечно! Все, что нужно, – это желание. Сегодня существует огромное количество как платных, так и бесплатных курсов по видеосъемке и монтажу. Причем вовсе не обязательно иметь крутую технику. Очень круто можно снять и на свой телефон. Тот же самый «Tik Tok» уже сегодня обезоруживает многих видеографов, раскрывая секреты съемок и выкидывая крутые фишки в массу, и меня это бесит. 😉
– Какие на сегодняшний день существуют тенденции и тренды в видеоиндустрии?
– Смотря о каком именно направлении видеоиндустрии говорить. Если это свадебная съемка, то сегодня очень важно не забывать про интершум. Только музыкой, как раньше, уже не обойтись. Смех невесты, какие-либо случайные фразы – все это делает момент поистине живым и насыщенным. Если мы говорим о рекламных роликах, то тут тоже сложно сказать, все индивидуально: на YouTube на «ура» заходят «трешовые» ролики, а-ля пародии на рекламу нулевых.
Ну а в целом, наверное, главная тенденция (впрочем, как и во всем сейчас) – естественность. Максимально естественные движения/голос/внешность актера/героя ролика. Минимум деталей и декора.
То же самое в монтаже: цветокоррекция – естественный свет и натуральные оттенки. А еще, кстати, в тренде – ретро стиль (рамка пленки, звуки виниловых пластинок, красивый «шум» и пр.) Шум – имеется ввиду «шумная/зернистая картинка.
– Как ты считаешь, видеосъемка – это творчество или отработанная техника?
– В первую очередь, творчество. Очень важно подходить к съемочному процессу с креативом. Без собственного видения, безумных идей и творческого полета мыслей ничего не получится. Грамотный технический подход, безусловно, тоже важен. Он придет с опытом.
– На твой взгляд, в чем заключается секрет успешной съемки?
– В тщательной подготовке. Только продумав до мелочей все важные моменты на препродакшне, можно выжать максимум из съёмок и получить желаемый результат.
– На каких съемках ты чаще всего работаешь? Есть ли критерии отбора предложений?
– Чаще всего работаю на свадьбах, но со временем хочу уйти от этого либо делать это выборочно. Потому что сейчас не могу сказать, что я самый топовый видеограф и, соответственно, по возможности берусь за все предложения. Также работаю над рекламными роликами, будучи оператором-постановщиком в молодом видеопродакшне.
– В каких проектах ты принимала участие? Какие стали для тебя самыми запоминающимися и значимыми?
– С третьего курса я работала на себя, в основном сотрудничала с представителями индустрии красоты. Однажды снимала мастер-класс крутого московского стилиста, который, в общем-то, сам неплохо разбирается в видеосъемке. И когда он добавил мой ролик себе на страницу, для меня это стало показателем качества. Также очень значимым проектом для меня стала постановочная (рекламная) съемка утра невесты в свадебном салоне «Белый дом». А значимая, потому что эта съемка подарила много важных знакомств, а также привела ко мне много новых клиентов.
– Что для тебя самое сложное и интересное в работе видеографа?
– Для меня есть только одна сложность – физическая. Мне, хрупкой девочке, порой сложно таскать большое количество техники, а также работать по 12 часов с согнутыми в одном положении локтями, твердо и уверено держа внушительную камеру. Большая нагрузка идет и на поясницу. Но я держусь, ведь эта профессия приносит мне огромное удовольствие: снимать свадебные торжества и наслаждаться красотой происходящего, монтировать ролики и радоваться от полученного результата, видеть счастливые лица клиентов и получать слова благодарности. Я дарю красоту и приятные воспоминания. Это же круто!) Из последних моих видеоработ (просто love story): https://youtu.be/iDZX_2TIcXc
– Как ты планируешь развиваться дальше в профессии? Не хотела бы попробовать себя в другой сфере деятельности?
– Как я выше уже говорила, хочу со временем уйти из свадебной индустрии и полностью погрузиться в рекламную (работать только в видеопродакшне). Во-первых, потому что работать постоянно одному, когда клиентов появляется все больше, становится трудно. А командная работа всегда приносит более зрелые плоды. Во-вторых, уход в рекламную сферу – это финансовый подъем. Ну и, конечно, никуда без сверхзадачи: хочется делать рекламу ненавязчивой и эстетичной, ту, которую не захочется переключить.
– Какие советы ты бы дала тем, кто еще учится на факультете?
– Не люблю и хочу раздавать советы. Я бы сказала так: занимайтесь тем, к чему тянет именно вас. Не нужно стремится за престижем и жить ожиданиями других людей. Главное – найти себя и уверенно идти к намеченной цели.