COVID-19 повернул мир на 180 градусов. Именно в 2020 году люди оценили ценность технологий и интернет-образования. Работа и обучение перешли в онлайн-формат. Однако какое влияние оказало дистанционное обучение на качество и количество полученных знаний, показали мнения студентов и преподавателей.
Основные проблемы, с которым столкнулись люди при переходе на дистанционное обучение, стали: нехватка техники для преподавателей, необходимость в быстром обучении работе с образовательными платформами, на которые была наложена значительная нагрузка, а также прерывания работы интернет-площадок, которые создавали дополнительный стресс людям. Все эти проблемы привели к негативным последствиям, например, к падению качества образования. Люди стали разделяться во мнениях по поводу введения дистанционного образования.
Студенты и преподаватели ЧелГУ дали свои комментарии по поводу введения дистанционной недели.
Дарья Малова, студентка 1 курса факультета журналистики:
— Не люблю дистанционное обучение, потому что сразу же пропадает рабочая атмосфера: хочется скорее включить сериал, чем слушать лекцию. Мне не хватает общения с преподавателями и одногруппниками. Иногда хочется задать вопрос и подискутировать, но у всех куча бумажной работы, которая занимает буквально все время, и интерес к учебе очень быстро пропадает.
Анастасия Некрасова¸ студентка 1 курса факультета журналистики:
— Я считаю, что дистант — это худший исход событий, который только может случиться! Мы лишимся классных предстоящих мероприятий. Также освоение большой части лекционного материала ляжет на наши плечи, каждый студент будет усваивать информацию по-разному, что может сказаться на результатах сессии.
Ксения Галицкова, студентка 1 курса факультета журналистики:
— Первый вопрос — это оплата. Мы оплатили очное обучение, но, по сути, перешли на дистанционное. Если дистанционное обучение продлят, то можно ли рассчитывать на скидку? Второе — присутствие на очных лекциях имеет свои преимущества: ты можешь сразу задать вопрос преподавателю и получить на него ответ. Ты, конечно, погружен в процесс обучения, не распыляешься на домашние дела как при дистанте.
Максим Алексеевич Демчук, преподаватель ЧелГУ:
— Единственный плюс дистанционного обучения — это возможность побудить возрастных преподавателей расширить инструментарий взаимодействия со студентами (на мой взгляд, это и преподавателям, и студентам пошло во благо). Заодно удалось реально протестировать все эти системы в условиях массового применения, чтобы сейчас систематически устранять недоработки. Но как альтернатива очному общению — это, конечно, чушь. И, опять же, вопреки стереотипам она противоречит магистральному запросу на индивидуализацию стратегий. Такой запрос в большей степени удовлетворяет именно очное общение, а не дистанционная лекция в ZOOM или же обмен практиками в Moodle. Вообще Moodle хороший инструмент систематизации (для преподавателей) и установления формальных рамок (для студентов). Он действительно нужен в связке с аудиторными занятиями (работал бы еще без постоянных сбоев). Но записанные на видео лекции или создание в ZOOM конференции из тридцати человек в рамках рядовой пары, как по мне, ход бесполезный. Видеолекция же — отдельный жанр, подвластный человеку, владеющему навыками работы в кадре, операторской съемки и монтажа от среднего уровня и выше. Только тогда она будет эффективна.
Иван Стуков, студент 4 курса факультета журналистики:
— Для меня важно разделять рабочее и домашнее пространство, поэтому дистанционное обучение дается тяжело. Когда замыкаюсь в одних и тех же четырех стенах, дни сливаются и перестают отличаться друг от друга, а сам я из-за однообразия как будто бы тускнею. Так что на дистанте эффективно учиться могу, но недолго: вскоре начинает засасывать в зыбучие пески серости и застоя.
Отметим и то, что с введением такого формата увеличивается количество домашних работ, где очень важна самодисциплина ученика, так как именно он в большей мере «обучает себя сам». За время такого обучения снижается концентрация внимания, так как обучающиеся не находятся в прямом контакте с преподавателями, что приводит к расслаблению, появлению лени. Соответственно снижается уровень получения знаний. Однако есть и плюсы такого формата обучения:
- Экономия на оплате проезда
- Увеличение самодисциплины, развитие концентрации
- Домашняя обстановка, которая некоторым помогает лучше усваивать информацию
Дистанционное образование — спорный формат, который сложно оценить однозначно и понять, хорошо ли оно повлияет на уровень образования или нет. Кто-то может считать этот формат удобным, а кому-то он категорически не подходит. Точно можно сказать, что такой формат останется и будет развиваться, что возможно в дальнейшем, наоборот, приведет к увеличению уровня образования и его модернизации в целом.