Каждый участник Паралимпийских игр, каждый победитель и призер – уже герой, преодолевший многое в своей жизни. Когда мы говорим, что спорт способен изменить нашу жизнь, мы подразумеваем расширение физических возможностей, круга повседневных интересов и даже общения. Но когда мы затрагиваем тему профессионального спорта, то зачастую мысленно наталкиваемся на внутреннее сопротивление, некие собственные границы. Ведь это уже не элемент игры в повседневности, а тяжелый ежедневный труд и образ жизни, который выбирают немногие. Тем более если речь идет об определенных ограничениях физических возможностей человека. Но не ограничивают ли нас наши же собственные стереотипные установки? А если мы скажем вам, что людей с ограниченными возможностями не существует? Как только человек меняет свои установки и начинает работать над собой, то он по праву становится человеком с безграничными возможностями.
Именно это гордое звание – люди с безграничными возможностями – носят спортсмены-паралимпийцы. И сегодня у нас в гостях слабовидящий спортсмен, чемпион России по легкой атлетике в беге на 100 м Александр Новичихин.
– Спортивная карьера – это тяжелый путь, который начинается с ранних лет. С чего начинается путь к олимпийскому пьедесталу?
– На тот момент я был ребенком инвалидом, и в спортивном плане было все очень трудно. Родители меня сами приучали к спорту, водили на разнообразные секции. Я там занимался, получал инклюзию.
Начиналась карьера с усердия и упорства. Без этих качеств не получится тех результатов, о которых ты мечтаешь.
– Как отреагировали родители на занятия паралимпийским видом спорта?
– Близкие играют очень важную роль в спортивных достижениях, потому что каждому спортсмену нужна опора. Только они способны дать тебе защиту, поддержку, какие—то положительные эмоции. И я стараюсь окружать себя именно такими людьми. Восприняли это очень радостно, потому что их ребенок начал заниматься любимым делом. До сих пор меня поддерживают, желают успехов.
– Как ты познакомился с лидером?
– Моего напарника мне нашел тренер. Это своего рода был такой кастинг. Приходили разные люди, которые занимались лёгкой атлетикой и по тем или иным причинам завершили профессиональное выступление на спортивной арене. И до моего нынешнего лидера, который занимается со мной сейчас, у меня было их порядка пяти, поскольку не до конца понимали, как со мной работать, т. к. это же очень тяжело – тренировать незрячего. Надо показать какое-то упражнение на себе, либо суметь словами объяснить. Это психолог и близкий брат одновременно, который в нужный момент поддержит, посоветует, как правильно поступить, и поможет найти выход из сложных ситуаций. Андрей был в Миассе, потом переехал в Челябинск. Мой тренер увидел выступление и решил попробовать с ним поговорить. Он сразу же согласился, и мы начали работать.
– Кому из тренеров хотелось сказать особое спасибо?
– Я благодарен Федору Николаевичу Галиндухину за то, что он воспитал во мне характер бойца с детства. И, конечно, своему основному тренеру Николаю Юрьевичу Слобцову, потому что он все—таки нашел ко мне подход. Я от него уходил, возвращался, и какие-то ссоры небольшие были. Очень хороший человек, 30 лет занимается детьми с ограниченными возможностями по зрению и никогда не отказывает в помощи. Так же благодарен Андрею Алексеевичу Южалкину (лидер), который сейчас заменяет мне тренера, поскольку мы с ним вместе едем на сборы, он сам мне пишет план, и мы вдвоем тренируемся. Это большая работа.
– Что было главным толчком к профессиональному занятию спортом?
– Доказать своим примером, особенно с ограниченными возможностями, что все люди могут заниматься любимым видом деятельности. У меня это – легкая атлетика. И не надо ничего бояться. Не нужно ставить рамок, загоняться. Плюс – хочется все—таки забрать медаль с Олимпиады и поставить рекорды. Это, конечно, тоже играет большую роль. Мне очень хочется этого добиться.
– Часто ли бывают моменты, когда ты теряешь веру в себя? Что делаешь в таких случаях?
– Не сталкивался с такой ситуацией, потому что для меня опустить руки – это заранее проиграть. А я по жизни – боец. Стараюсь всегда идти до конца, чтобы не пришлось делать. Могу предположить: скорее всего, перезагружу самого себя. Но у меня были друзья, у которых такое случалось, и, к сожалению, после этого они, в основном, уходили из профессионального спорта. Так скажем, это недостаток денег. Не получалось пробиться в сборную. Ну вот, все вот это ломает их, они сдаются, теряют веру. А мне чего терять?
– Поражение – обязательный этап на пути к победе. Что в тебе изменилось после первого поражения? Над чем стал больше работать?
– По началу их практически не было. Мой первый проигрыш случился на чемпионате России. Тогда меня от первого места отделили сантиметры. В тот момент я переосмыслил и понял, что не всегда в жизни приходится сладко. Но после этого события четко дал сам себе понять, что это будет и от этого никуда не убежать. Мне нравится высказывание одного из вратарей по хоккею: «Шайбы залетали, залетают и будут залетать, и никуда ты от этого не денешься». Главное сделать вывод и совершенствоваться. После того первого поражения во мне что—то поменялось. Я начал по—другому относиться к тренировочному процессу. Такой некий толчок к изменению себя, внутреннего мира и подхода к спортивной стихии.
– Что ты считаешь самым сложным на соревнованиях? Часто с этим сталкиваешься?
– Выход на старт. Когда вас приглашают на беговые дорожки, снимаешь тренировочный костюм. Вот эти минуты и секунды, которые ты проводишь перед тем, как бежать, это самое тяжелое. Ну и, конечно, я с этим часто сталкиваюсь, потому что без волнения пропадает результат. Если выходишь и не волнуешься, это не очень хорошо, потому что ты как будто не боишься за результат. Этот трепет, он тебя будет подстегивать. Но главное, чтобы это было в пределах разумного: не накручивать себя. Легкое такое потряхивание – это нормально.
– Есть ли у тебя эффективные психологические приемы, с помощью которых ты настраиваешь себя перед соревнованиями?
– В основном я проваливаюсь в медитацию при помощи классической музыки. Либо же слушаю историю государства. Потому что когда ты думаешь постоянно о соревнованиях, это может сказаться в дальнейшем. Можешь перегореть, выйти на старт не заряженным и не готовым. Но чтобы такого не было, использую такую тактику.
Также смотрю и слушаю какие-то научные программы, документальные фильмы, под которые можно спокойно уснуть и на следующий день проснуться бодрым. Знаю спортсменов, которые перед стартом молятся или начинают убираться в своей комнате, например, как это делал великий биатлонист Уле—Эйнар Бьорндален. Когда он приезжал на соревнования, всегда привозил с собой пылесос, одевал наушники, пылесосил свой номер и таким образом успокаивался. У меня есть знакомые, кто так делает. Поэтому у всех спортсменов разные приемы успокоения и расслабления в психологическом плане.
– Как тебя поддерживают друзья?
– Кому—то достаточно написать, кто—то приезжает лично, и мы разговариваем, даже делают небольшие подарочки и желают удачи. Это моя опора, фундамент, на котором все строится, потому что от них зависит мое эмоциональное состояние. Любому спортсмену будет приятно, когда утром он прочтет сообщение от друга. И неважно – от девушки или от мамы: «я в тебя верю, люблю тебя все равно, независимо от результата этих соревнований». И все у тебя получится. После этих слов тебе еще больше хочется покорить пьедестал, завоевать призовые места. Поэтому, конечно, друзья поддерживают разными способами. И я им благодарен за это.
– Что тебя больше всего удивляло или поражало в сопернике? Есть ли противники, которыми ты восхищаешься?
– Тимоти Адольф – французский легкоатлет—паралимпиец. В свои 27 лет установил очень много рекордов Паралимпиады. И я хочу равняться на него. Он для меня как маяк, до которого я должен добежать и потом быть дальше и лучше.
Еще восхищали такие же ребята, как я. Ещё то, с каким напором они боролись со мной. Но всегда хотелось их победить. На данный момент я первый чемпион России. Вот поэтому и не заканчивается весь спорт. Когда ты соревнуешься, стараешься быть лучше. Главное не потерять сноровку, не расслабиться. Иначе потом будет очень тяжело падать, поэтому я тренируюсь усердней и хочу добиться наивысших результатов. Ну и, конечно, не дать соперникам себя опередить.
– Как ты относишься к личному пиару в социальных сетях?
– Положительно. У меня есть страничка в Инстаграме (запрещенная соцсеть в РФ), которую я стараюсь продвигать. Мне хочется, чтобы большая часть аудитории видела таких людей.
– Как ты отдыхаешь от спорта? Какой досуг считаешь любимым?
– У меня есть тандем. Я на нем с другом катаюсь в свободное время. Также ходим в боулинг. Слушаю аудиокниги. Занимаюсь английским. Это все помогает отдохнуть от рутины и придает больше сил. В парк аттракционов очень люблю ходить. Особенно на сборах в Сочи-парке. Три раза там был. Незабываемые эмоции. Зимой – тюбинги, коньки. Друзья мне помогают отдохнуть от спорта. Также смотрю каких-то интересные фильмы.
– Есть ли у тебя скрытые таланты, которые хотелось бы развить?
– Их очень много, просто нет времени для развития. Честно говоря, я думаю, талант психолога во мне есть. Скорее всего, в дальнейшем буду его развивать и помогать людям справиться с их эмоциональным состоянием, находить выходы из той или иной ситуации. Есть еще то, что помогает мне предсказывать, и очень часто это работает. Почему бы не стать второй Вангой или просто предсказателем?
– Назови самое невероятное событие в своей обычной и спортивной жизни.
– Очень запомнилась поездка на чемпионат Европы. Мне было 19 лет, и это было очень круто для меня. Эти люди из других стран, волонтеры, которые помогали нам, это все было невероятно.
Из обычной жизни, как бы это ни было странно, – это когда я с семи метров спрыгнул в снег и попал ровно в кучу снега, потому что чуть левее или правее был уже асфальт. И если бы приземлился на обычную землю, то сломал бы себе ноги, руки, и неизвестно, что вообще было бы.
– Ты учишься на спортивного тренера. Планируешь работать в этой сфере?
– Очень интересная тема. Я пошел учиться просто потому, что хотел попасть как раз в инклюзию. Никогда не понимал, когда парни или девушки рассказывали: вот нас в классе 30 человек. Но как попал в институт, сразу понял – вот это жизнь. И, скорее всего, я не буду тренером, просто потому, что не смогу до конца передать знания, всю информацию, контролировать технику бега. Решение это очень трудное. В дальнейшем, после завершения карьеры спортом, планирую заняться курсами массажа и выучиться на психолога. Ну и, конечно же, обустроить свою личную жизнь.
– Будь ты тренером Олимпийской сборной, чтобы пожелал ребятам из личного опыта?
– В первую очередь – это стремление быть лучше и упорство, потому что в жизни всегда бывает сначала легко, а потом наступают трудности, и спортсмены бросают карьеру. Нужно учиться преодолевать препятствия. Тогда ты сможешь стать тем, кого не сломить.
Беседовала Анастасия Макраусова, подготовительные курсы журфака ЧелГУ