О том, почему сфера медиа до сих пор остается одной из самых востребованных, как абитуриенту успешно пройти творческое испытание и какими преимуществами обладает журфак, рассказал декан факультета журналистики Борис Николаевич Киршин.
— Борис Николаевич, расскажите, как изменился факультет за последний год.
— Чтобы отвечать требованиям времени, факультет журналистики ЧелГУ постоянно совершенствуется, меняется в соответствии с вызовами информационного общества. Минувший учебный год особенно показателен в этом смысле. Вот несколько наиболее серьезных перемен, благодаря которым осенью будущих студентов встретит существенно обновленный факультет.
Завершено комплектование новой лаборатории — медиакоммуникаций. Летом ее помещение подвергнется небольшим конструктивным переделкам и 1 сентября она начнет действовать. Для студентов направления «Медиакоммуникации» лаборатория станет современной инструментальной базой, которая позволит им на практике осваивать новые компетенции. Предполагается также развитие новых актуальных исследований в сфере коммуникаций. Мы рассматриваем эту лабораторию как еще одну ступень к информационному обществу.
1 сентября на факультете откроется новая кафедра — медиапроизводства. Надеемся, что это позволит нам более успешно реализовать научные интересы преподавателей, усилить практическую составляющую медийного образования.
Во второй половине минувшего года на факультете случился «управляемый научный взрыв». Двое наших преподавателей — Светлана Ивановна Симакова и Вера Владимировна Антропова — стали докторами наук, трое — Ирина Владимировна Топчий, Евгения Борисовна Футерман и Арина Ринатовна Медведева — кандидатами наук.
Думаю, достаточно примеров. Скажу только, что все это, в конечном счете, делается для вас, для того, чтобы вы могли получить современное, качественное, востребованное образование.
— Есть какие-то особенности приема-2022?
— Новшеств не так много. Одно из них касается ребят, имеющих среднее профессиональное образование. Вместо ЕГЭ им предстоит сдавать специальный вступительный экзамен. Кроме того, предусмотрена квота для ребят, родители которых участвуют в специальной военной операции. Изменились условия творческого конкурса…
— Об этом, пожалуйста, подробнее. Чем он отличается от прошлогоднего? Как выявляется креативный потенциал абитуриента при поступлении на журфак?
— Творческий конкурс стал проще. Будущим журналистам надо выдержать два (в прошлом году было три) испытания — написать эссе (если нет портфолио) и пройти собеседование. У ребят, поступающих на «Медиакоммуникации», их тоже два, а не три — им надо написать рецензию на какой-либо медиапроект и пройти собеседование. Преподавателям при этом важно выяснить вашу мотивацию к учебе на факультете журналистики и к работе в медиа. Некоторые студенты не без оснований считают, что творческий конкурс — это способ познакомиться с вами.
— О чем чаще всего спрашивают при поступлении на журфак?
— Многих абитуриентов интересует, какие дисциплины им предстоит изучать. Спрашивают, где они будут проходить практику. Почти всех волнует стипендия, иногородних — возможность поселиться в общежитии. Много вопросов о студенческой жизни, перспективах участия в различных мероприятиях, конференциях и т.д. Не буду отнимать хлеб у сотрудников нашей приемной комиссии — они вам ответят на все актуальные вопросы.
— Какие новые тенденции в обучении на журфаке? Как учебный процесс связан с практикой?
— Цифровизация — вот главная тенденция сегодняшнего медийного образования. Она продиктована закономерностями развития мира коммуникаций, который стал цифровым. С учетом этого сейчас на факультете преподаются практически все дисциплины, даже литература, риторика, история… Поэтому наши студенты уверенно себя чувствуют не только в традиционных медиа и пресс-службах, но и, к примеру, в агентствах сетевого маркетинга, интернет-СМИ, фирмах по производству анимации и других современных компаниях.
Что касается практики, то она сопровождает их с первых шагов на журфаке. Уже на первом курсе они осваивают практически все современные медиа, действующие на факультете: журнал, газету, телевидение, радио, интернет-СМИ. Производственную практику они проходят в ведущих компаниях нашей области, а если есть желание — в любой другой области нашей страны. Многие из них по завершении учебы работают там, где проходили практику.
— Насколько сейчас востребованы специалисты, которых выпускает факультет журналистики? Какие компании чаще всего берут выпускников?
— Назовите мне более-менее приличную компанию, которая в наше время не нуждалась бы в информационной поддержке. Таких нет. Всем нужен сайт, представительство в социальных сетях, пресс-служба, а значит, нужны журналисты для управления этими ресурсами, специалисты для эффективной связи с общественностью и властными структурами, креативные индустрии нуждаются в знатоках современных медиакоммуникаций. Это открывает нашим выпускникам безграничные возможности для трудоустройства и карьеры. Они начинают работать еще во время учебы, а сразу по ее окончании уверенно продвигаются по карьерной лестнице.
Спрос на них превышает наши возможности. В этом году к нам обратился руководитель очень значительной государственной структуры: нужен специалист для работы в пресс-службе. На направлении «Реклама и связи с общественностью» никого не нашли — все студенты выпускного курса уже трудоустроены. Среди журналистов нашелся только один свободный человек, который устроил будущего работодателя и сам остался доволен.
— Планируется ли на журфаке введение дополнительных направлений по обучению журналистов? К примеру, ведущих Telegram-каналов или блогеров? Кстати, как вы считаете, блогер может считаться профессиональным журналистом или это больше хобби?
— Образование, которое предлагает факультет в настоящее время, охватывает все основные сферы современного мира коммуникаций, все секторы российской медиаиндустрии, в том числе те, что называете вы. Если вдуматься, главное для занятых в них специалистов — умение хорошо писать и креативно мыслить. Этому вас на журфаке ЧелГУ научат. Овладев к тому же современными инструментами мира коммуникаций (освоите их за время учебы), вы обязательно добьетесь успеха.
О блогерах. Не следует противопоставлять их журналистам. Посмотрите на современный российский блогинг. Кто там наиболее успешен? Бывшие или действующие журналисты, умеющие работать с информацией, проводить расследования, знакомые с журналистской этикой. Все это они почерпнули на факультетах журналистики. И наш факультет все это дает.
— Как вы думаете, во внутренней конкуренции что престижнее — телевидение, печать, интернет, пиар или медиаресурсы?
— Для молодого человека самой важной, значимой, судьбоносной будет та медиаплощадка, которая наиболее соответствует его наклонностям и которую он фундаментально освоит. В этом случае ему и его делу гарантирован престиж.
— Как вы относитесь к современным молодежным изданиям?
— Я считаю, что школьные, молодежные изданиячрезвычайно важны, они решают актуальные задачи иформационного общества. Во-первых, готовят молодых людей к жизни в этом обществе: помогают понять, как воздействует на нас информация, учат умело ее использовать для учебы и работы. В этих изданиях они постигают основы медиаэтики: не приемлют фейки, примитивную лексику интернета, информационные войны. Через них постепенно нормы медиаэтики в какой-то степени освоит все общество. Наконец, для кого-то детская журналистика станет ступенькой к самой перспективной профессии. Ребята, прошедшие школу детской журналистики, как правило, более успешно учатся в университете, раньше других начинают сотрудничать с профессиональными СМИ и быстрее добиваются успеха.
— Какие возможности для самореализации вы предлагаете своим студентам?
— Они по сути безграничны. Каждый студент может выбрать творческий коллектив или спортивную секцию по своим предпочтениям. Осенью проходит фестиваль творчества первокурсников «Первые шаги» и «Кубок первокурсника ЧелГУ» по спортивным дисциплинам: показывайте свои таланты и выстраивайте вектор дальнейшего развития своих способностей.
Это университетский уровень. На факультете также насыщенная жизнь: студенты участвуют в творческих конкурсах, фестивалях, праздниках. Они самостоятельно выступают организаторами и волонтерами крупных конкурсов: «ЮнГа», «Блогосфера», внешних — форум «Утро», «Весна студенческая». Есть воможность реализовать себя на научном поприще: участвовать в научных конференциях, выпуске факультетских научных журналов. Многие ребята активно участвуют в профессиональных всероссийских и международных конкурсах, занимают призовые места, путешествуя по стране и знакомясь с коллегами из разных городов. Наши студенты — неизменные лидеры «Битвы журфаков», олимпиады по журналистике. Когда они предлагают свои творческие проекты, практически всегда получают поддержку.
— Какие три главных совета вы дали бы абитуриентам?
— Смелее отправляйтесь в приемную комиссию и уверенно оформляйте все бумаги для поступления на журфак ЧелГУ. Прочь тревоги и сомнения! Вас ждет увлекательная и перспективная профессия. И мы вас ждем и уже любим!
На перспективу: старательно учитесь. У нас на факультете господствует точка зрения: российский журналист должен быть хорошо образованным. Именно такие добиваются выдающихся результатов. И мы даем своим студентам такое образование.
Последний совет: с первых дней учебы активно включайтесь в творческую (я имею в виду факультетские медиа) и общественную жизнь.
Удачи!
Анастасия Макраусова