Ваш понедельник может стать зелёным, продуктивным и научным. Как? Узнайте секрет озеленения мышления и востребованности научпопа в интервью с Анастасией Евгеньевной Гусёнковой, руководителем проекта «Зелёный понедельник», выпускницей журфака ЧелГУ, советником ректора.
– Анастасия Евгеньевна, расскажите, занимались ли вы научной деятельностью, когда были студенткой ЧелГУ?
– В студенчестве мою работу назвать научной можно было с большой натяжкой. Я, безусловно, писала курсовые и выступала с докладами на конференциях, но относилась к этому скорее как к обязанности. Только на последнем курсе, когда появилась задача разработать дипломную работу, пришло понимание, что научный поиск – это интересно и важно для тебя самого как для профессионала. Мне повезло в том смысле, что с самого начала я была трудоустроена в штат управления по связям с общественностью ЧелГУ и имела доступ к теоретическим материалам, которыми делился со мной руководитель и его коллеги, а также сама занималась практической деятельностью в области журналистики и медиакоммуникаций. Работа в профессиональном коллективе – всегда большой плюс для формирования компетенций будущего выпускника.
– Вы – руководитель проекта «Зелёный понедельник». Какие задачи поставлены на его развитие?
– Это бренд, который включает в себя университетский летний лекторий в ботаническом саду ЧелГУ и научно-популярный интернет-журнал greenmonday.ru, который мы запустили в августе. Проект поддержала грантом «Росмолодёжь» и выделила деньги на разработку самого ресурса, что также говорит о поддержке научпопа государством.
Наш лекторий в этом году провёл уже седьмой сезон. Для такого формата, предполагающего встречи с учёными в летнее, дневное время, его успех можно оценить примерно как полёт в космос. Ежегодно мы проводим по 20-30 лекций на самые разные темы и каждый раз собираем в нашем ботаническом саду по сотне слушателей. От всей души благодарю наших преподавателей, которые охотно откликаются на предложение выступить и сами инициируют свои интересные лекции.
Сайт greenmonday.ru призван усилить и масштабировать эту работу. Ресурс решает две масштабные задачи. Во-первых, он публикует информацию о научном потенциале Челябинской области. В поиске источников мы не ограничились Челябинским государственным университетом, а пригласили к участию все вузы региона. Взаимодействуем с их пресс-службами, изучаем материалы сайтов, корпоративных медиа, «Вестников», ищем темы. Сейчас лето, период отпусков, и коммуникация с потенциальными героями материалов затруднена, но в сентябре мы выйдем на стабильный режим работы.
Вторая задача – размещение информации, полезной молодым учёным и тем, кто увлекается наукой. Для этого созданы разделы с подборкой конкурсов и стипендий (грантовых фондов, ведомств, частных компаний, вузов и прочее), календарь мероприятий, перечень полезных ресурсов и мануалов, где простым языком рассказывается о том, как написать научную статью, заявку на грант, как поступить в аспирантуру.
Основная цель команды проекта, помимо наполнения сайта качественной, востребованной информацией, – его продвижение. Он должен стать популярным и привычным для целевой аудитории. И сделать это несколько сложнее, чем сам продукт.
– Как, по вашему мнению, обстоят дела с популяризацией науки на Южном Урале?
– Именно на Южном Урале, на мой взгляд, это направление развито слабо. У нас есть безусловные лидеры научпопа: это публичная библиотека, ИЦАЭ и Курчатов Центр. При этом две последние организации ориентированы в основном на младший возраст. Университеты сосредоточены на собственно генерации научного знания. Самые массовые научно-популярные проекты сегодня представлены в ЧелГУ. Это Детский и Воскресный университеты, лекторий «Зелёный понедельник».
Если же говорить о сегменте масс-медиа, которые занимаются темой науки, то он совсем мал. Да, журналисты охотно берут в повестку новости науки, однако для этого она должна быть либо очень громкой (как падение метеорита, например, и его последующее изучение), либо иметь очень привлекательную подачу. Исключительно научпоп-формат сегодня не использует никто. В этом смысле наш сайт займёт довольно просторную нишу среди местных СМИ.
– Какие сегодня перспективы открываются перед журналистом, пишущим на научно-популярные темы?
– Во-первых, нет ничего лучше для медийщика, чем быть в тренде. Качественный научпоп сейчас однозначно востребован. Не зря Год науки и технологий, объявленный в 2022, перерос в Десятилетие – 2022-2031. При этом одно из заявленных тематических социально значимых направлений так и называется – «Инфраструктура для популяризации науки, создания контента».
Во-вторых, в Челябинской области очень сильное научное сообщество, а значит, журналист получит огромное количество инфоповодов. Возможно, они не лежат на поверхности, но крутых тем по самым разным областям науки в каждом вузе масса.
Ну и третье – обращаясь к этой сфере, мы открываем большое поле для творческой самореализации. В апреле я читала интервью с преподавателем журфака Светланой Панюковой, которая исследует научпоп в современной информационной среде. Полностью согласна с её выводами: в такой журналистике очень важна подача материала. Фактически ты должен перевести информацию со специфического научного языка на бытовой и при этом сделать её привлекательной для читателя. Это сложно, но это тот самый профессиональный вызов самому себе, который позволяет расти.
– А как студенты факультета могут подключиться к работе «Зелёного понедельника»?
– Основу команды проекта уже составляют студенты журфака ЧелГУ: Елизавета Ухарских, Алиса Плаксина, Виктория Аккерман и Анжела Кабатчикова. Это замечательные девчонки с большим потенциалом, которые очень помогли нам на старте, когда требовалось сформировать первоначальный контент ресурса. Сейчас они занимаются плановой работой, ищут интересные факты, конкурсы и мероприятия для студентов и преподавателей, берут интервью у представителей научного сообщества региона. Август изначально был обозначен нами как лайтовый, установочный период, основная журналистская нагрузка, как я уже сказала, будет реализовываться с начала учебного года.
Не исключаю, что нам понадобится дополнительная кадровая поддержка факультета журналистики. Контент должен быть разнообразным, и мы видим, что ваши студенты умеют его создавать. И, кроме того, нам будет очень кстати помощь будущих пиарщиков, поскольку не хочется делать проект «в стол». Если у студентов есть желание включиться в работу уже сейчас, можно заполнить форму обратной связи на сайте greenmonday.ru, и мы обязательно встретимся и обсудим, чем можем быть полезны друг другу.
– Планируются ли новые научно-просветительские проекты?
– В ближайшее время нет. Сегодня в ЧелГУ научпопом занимаются отдельно взятые факультеты, которые генерируют и поддерживают собственные проекты или же участвуют в мероприятиях ЧелГУ и городских организаций, которые я перечисляла. Основную работу по продвижению научного контента проводит управление по связям с общественностью, которое аккумулирует достижения наших учёных и делает их доступными широкой аудитории с помощью собственных медиаресурсов и средств массовой информации со всей страны.
Сейчас же мы сосредоточены на организации качественной работы сайта «Зелёного понедельника». Хочется, чтобы ресурс был достойным и в полной мере представил научный задел нашего региона. Поэтому затевать новые проекты пока неразумно – нужно, чтобы уже существующие площадки были максимально эффективными.
Алиса Плаксина
Научкор. Пишу научпоп-тексты, шучу шутки, пью чай
– Для greenmonday.ru занимаюсь созданием интервью и специальной рубрикой «Дата». Благодаря последнему блоку пользователи могут узнать, какое событие из научного мира случилось в этот день несколько лет назад.
Для меня «Зелёный понедельник» – это не только сайт. Нашей редакцией из трёх студенток под руководством Елены Васильевны Давлетшиной 22-23 августа был представлен медиацентр форума корпоративных СМИ «Серебряные нити». Мы работали как пресс-служба, на протяжении двух дней наполняли одноимённую группу ВКонтакте. Опыт блестящий: помогает почувствовать себя практикующим журналистом. В меру ответственно, сложно и интересно.
Работа с сайтом за то недолгое время, что я в проекте, научила и продолжает учить укладываться в сроки – очень нужное для журналиста умение. Очень рада, что когда-то без ожиданий и планов откликнулась на предложение пресс-центра вступить в команду. Очень интересно, как будем работать в учебном году.
Благодарна знакомству с прекрасными людьми: Анастасией Евгеньевной Гусёнковой, Еленой Васильевной Давлетшиной, Анастасией Владимировной Куренковой, Инной Вячеславовной Головановой и не только. Есть твёрдое ощущение, что я многому могу научиться у этих людей за время работы в проекте.
Виктория Аккерман
Научкор. Найду, куда сходить на этой неделе, сижу в гугле 24/7
– Моя работа заключается в подборке мероприятий для наполнения greenmonday.ru, поиске интересных терминов в энциклопедии.
«Зелёный понедельник» для тех, кому интересна наука, кто хочет попробовать себя в долгосрочном проекте. Мне было любопытно узнать устройство сайта изнутри, раньше я не задумывалась об этом. Проект кажется мне большим, разносторонним и увлекательным!
Анжела Кабатчикова
Научкор. Бегаю просто так и за учёными, фотографирую
– Моя деятельность корреспондента интернет-журнала основывается на перерабатывании языка учёных в более понятный для людей, далёких от науки. Я общаюсь с различными профессорами, расшифровываю интервью, в группе оформляю тезисы спикеров.
На участие в «Зелёном понедельнике» меня вдохновила Елена Артемьевна Соломеина, за что я ей очень благодарна. Больше всего в проекте меня привлекают развитие и прокачка эрудиции, возможность разоблачать мифы. Благодаря научпопу люди разных социальных классов могут почерпнуть что-то новое и полезное из всевозможных сфер и направлений.
Елизавета Ухарских
Научкор. Знаю всё о конкурсах, премиях и стипендиях для учёных
– В «Зелёном понедельнике» я регулярно пополняю раздел «Конкурсы», где читатели сайта могут посмотреть все научные конкурсы, гранты, стипендии в одном месте. Летом выделяла интересные тезисы на лекциях для карточек в группу проекта. Сейчас занимаюсь статьёй о разработках в области агротехники.
Я люблю научпоп, он популярен уже долгое время, но, к сожалению, не всегда материалы подготовлены качественно. В нашем интернет-журнале мы опираемся на последние исследования учёных Челябинской области, а чтобы не исказить информацию, общаемся с ними лично.
Материал подготовила Яна Антонова