Третьекурсницы журфака ЧелГУ Милана Позднякова, Алиса Плаксина и Владислава Михеева стали победительницами интернет-тура XVIII Всероссийской студенческой олимпиады «Журналистика» среди студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования России. Осенью они выступят на финальном этапе в Томском государственном университете.
Отборочный этап олимпиады прошёл в форме интернет-тестирования, его участниками стали 139 студентов из 18 вузов семи федеральных округов Российской Федерации. Задания были посвящены истории журналистики, этическим и юридическим вопросам, методам сбора информации.
По результатам экспертной оценки студентки третьего курса факультета журналистики заняли призовые места и приглашены в финал. Милана Позднякова набрала 49 баллов и заняла первое место, у Алисы Плаксиной — 48 баллов и второе место, у Владиславы Михеевой — 45 баллов и третье место.
Милана Позднякова, 3 курс журфака ЧелГУ, обладательница первого места по итогам интернет-тура олимпиады:
О ПРЕДЫДУЩЕМ ОПЫТЕ
Это моя первая олимпиада по журналистике, но далеко не первая в целом. Еще учась в школе, я выигрывала в олимпиадах по географии и истории Казахстана. Знания этих предметов в олимпиаде по журналистике не пригодись, что, в целом, неудивительно. А вот опыт сыграл на руку: я не нервничала, а просмотрела задания, оценила их объем и приступила к работе.
О ВОПРОСАХ ОЛИМПИАДЫ
Я не могу сказать, что было сложно — мне было больше интересно. Хотя один вопрос на знание законов меня ввел в ступор. На него я потратила очень много времени. Но, кажется, справилась.
Очень понравилось финальное задание в виде эссе. Нам предложили поразмышлять о плюсах и минусах использования искусственного интеллекта студентами-журналистами. Отталкиваясь от мысли, что все гениальное просто, я решила просто рассказать о своем опыте: как нейронки помогают написать закадровый текст для сюжета, как можно генерировать картинки для презентации, а также расшифровывать часовые интервью. Также поразмышляла и над последствиями использования ИИ. Предположила, что нейронками, так же как и интернетом, нужно пользоваться с умом.
Очень понравилось задание, где нужно было в юмористической форме написать материал-заявку на тему «Экономика студенческой жизни». Как опытный студент, я рассказала свои истории и истории друзей, только слегка их приукрасив. В одной из историй говорилось о том, что подруги решили питаться исключительно в кафе и точках быстрого питания. Привела в пример ценники заведений, сравнила с ценами на продукты. В конце пошутила, что и сэкономить не получилось, так еще и пять лишних килограмм набрали. А поняли они это после того, как джинсы момы сели на них как скини.
О ПОДГОТОВКЕ К ФИНАЛУ
По школьному опыту могу сказать, что быть подготовленным к финалу на 100% невозможно. Обязательно что-то забудется, или попадется вопрос, на который даже преподаватель сразу не сможет ответить.
Я буду готовиться по уже отлаженной мной системе: расспрошу у руководителя и предыдущих участников, какие задания встречаются, проанализирую темы, которые у меня западают, далее поищу демо-версии олимпиад, чтобы набить руку, и буду читать научную литературу.
А уже ближе к поездке буду настраивать себя эмоционально. Напоминать себе, что мне сильно нравится журналистика, когда-то я сделала правильный выбор и должна получать удовольствие от выпавших мне возможностей.
Светлана Александровна Панюкова, старший преподаватель кафедры медиапроизводства, куратор студентов на всероссийской олимпиаде:
О ПРЕДЫДУЩИХ ФИНАЛИСТАХ
В прошлые годы в финале выступали не более двух наших студентов, а в этот раз прошли сразу три участника, чему мы, конечно, очень рады. Если же посмотреть полный список, можно отметить, что у всех наших ребят хорошие баллы, они находятся в верхушке рейтинга, даже если не прошли в финал.
В 2022 году в очном этапе выступили четверокурсники журфака Екатерина Зайкова и Владислав Завьялов, в результате Екатерина завоевала бронзу. В 2023 году приглашение на финал получила только одна студентка, Светлана Васильева, и по результатам соревнований её наградили за лучшую теоретическую работу очного тура.
О МОТИВАЦИИ К УЧАСТИЮ
Считаю важным участие в такой олимпиаде не только ради того, чтобы поехать на второй этап, а для того, чтобы посмотреть на нестандартные задания с теми знаниями, которые были получены в университете. Например, у тебя прошли занятия по истории журналистики, ты ознакомился с Законом «О СМИ» и получаешь задание о том, как эти теоретические знания можешь применить в практической среде. Это очень интересно!
После олимпиады многие ребята писали мне, что задания были нестандартными и их заинтересовали. Они бы даже хотели их разобрать на занятии. Мне кажется, это главное: берутся не теоретические тесты, а такие задания, которые вызывают интерес и желание разобраться.
О ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ
Как правило, к первому этапу мы со студентами особо не готовимся, потому что задания всегда разные и непонятно, на чём сделать акцент. Да и здесь все-таки проверяются, по большей части, творческие навыки студентов и их знания, освоенные в ходе обучения. А вот к очному этапу мы будем готовиться, чтобы показать хороший результат.
ОБ УСПЕХЕ НАШИХ СТУДЕНТОВ
Мне кажется, что ребята смогли победить благодаря своей собранности, сообразительности, умению находить выход из нестандартной ситуации. Во многих заданиях они не могли знать какого-то единственного правильного, грубо говоря, идеально верного ответа, и нужно было, например, ознакомиться каким-то законом или положением, осмыслить его и постараться найти выход или выбрать наилучший вариант. Это, скорее, задачи на сообразительность и умение мыслить нестандартно. Ну и, конечно, талант, ведь вторым заданием была творческая часть, с которой наши ребята тоже прекрасно справились.