«Братья Карамазовы» – последний роман Достоевского. Именно ему посвятили спектакль в театре «Манекен». Однако вместо классического представления мы видим совсем не привычную форму.
Название постановки необычно и символично. Creatio ex nihilo в переводе с латинского – происхождение из ничего. И действительно, на сцене нет никаких декораций, кроме белой ткани. Только в глубине сцены красными мазками написаны слова. Актеры одеты в простую черную одежду, не выдавая в них людей из 19 века. Все пространство напоминает чистилище, где бродят заблудшие души.
Основное отличие от романа – количество картин. Из двенадцати осталось только семь, но основная мысль осталась той же. Герои говорят текстом книги. Если не читать роман, действие понятно, но лучше ознакомиться хотя бы с кратким содержанием, чтобы не путаться в персонажах.
В спектакле интересна композиция. Все начинается с последней главы, суда над Дмитрием Карамазовым. Уже потом постепенно мы распутываем клубок истории через монологи героев. Они от себя рассказывают, кто они, что сделали, их мысли и мировоззрение. Это интересно наблюдать, как будто ты действительно разговариваешь с персонажем романа.
Игра актеров прекрасна, особенно когда им нужно проговаривать текст и делать несуразные движения, не соотносящиеся с репликой. Над пластикой отлично поработали, каждый чувствует свое тело. У всех героев уникальные жесты, которые ассоциируются с ними. У кого-то ломаные, у кого-то плавные. И все это происходит под приятное музыкальное сопровождение.
Также актеры активно взаимодействуют с тканью: зарываются, прячутся, кутаются. А силуэт одного из персонажей они создают из этих простыней: появляется голова, руки, обнимающие Алешу Карамазова, и длинная юбка. Буквально сотворение из ничего.
Все актеры грамотно подобраны: они примерно одного возраста. Но когда смотришь на образ 9-летнего мальчика Илюши (Илья Селиверстов), его тонкое телосложение, речь и действия, веришь, что перед тобой ребенок. Или еще пример – старец Зосима (Павел Корчевский). Внешность не похожа на дряхлого старика, но хрипы в голосе создают это ощущение.
Спектакль наполнен символами. Четыре брата держат в руках огромные зеркала, а напротив них стоит отец. Нам показывают, что дети – отражение родителей. Интересная деталь с числами: показы проходят именно 11 числа месяца, десять актеров, а картин семь.
Спектакль идет два часа без антракта. Несмотря на зрелищность, не хватает перерыва. Сложно воспринимать романный текст и следить за действием.
Эксперимент определенно удался. В необычной форме повествования смысл романа не поменялся. Те же герои, текст, сюжет. А смотрится совершенно по-другому.
Источник фото: teatrmaneken.ru