«Сфотографируй на пленку, так атмосфернее будет», – эту фразу мы слышим все чаще, хотя прошло более сорока лет с момента изобретения цифровой камеры. Сегодня пленочная фотография вновь в моде: если кадр теплый, осязательный с мелким шумом, то непременно соберет несколько сотен лайков. Почему мы до сих пор делаем снимки на пленку и вкладываем их в фотоальбом?
Пленочная фотография берет свое начало в конце XIX века, когда Джордж Истман, основатель компании Kodak, представил миру первую пленочную фотокамеру. До этого момента фотография была громоздким и сложным процессом, требующим использования стеклянных пластин. Появление пленки сделало ее доступной для массового потребителя, что привело к взрывному росту популярности этого вида искусства. На протяжении XX века пленочная фотография оставалась главным способом запечатления мгновений.
Но с приходом технологий, в начале 2000-х годов произошла революция в мире фотографии.
Появление цифровых камер привело к достаточному сокращению использования пленочных.
Цифровая техника представила новые преимущества: мгновенное отображение результата,
возможность хранения тысяч фотографий на небольших носителях, легкость редактирования и
обмена изображениями. Из-за этого пленка быстро вышла из обихода, и большинство
производителей прекратили выпуск пленочных камер и пленок.
Однако в последние годы наблюдается возрождение интереса к пленочной фотографии. Что же
заставляет современных фотографов вновь обращаться к пленке?
Нельзя с уверенностью сказать, что получится
Кому-то нравится ощущение тайны, скрытой в экспонированной пленке, ведь заранее на 100% результат предугадать трудно: вдруг что-то случится на этапе проявки, засбоит само устройство или подведёт чутье фотографа. Сама невозможность посмотреть фото сразу после съемки ломает восприятие человека, привыкшего без лишних размышлений щелкать все подряд на камеру телефона. А ограниченность кадров (12, 24 или 36) заставляет его с большей долей вдумчивости ими распоряжаться.
Интересен процесс эксплуатации
Многих привлекает работа механики в фотоаппаратах. Взвод курка, выставление диафрагмы и выдержки, установка фокуса, перемотка – все это работает наглядно и логично. За все отвечают отдельные регуляторы, кнопки и рычажки, всем настройкам соответствуют маркировки на корпусе – никакой магии, скрытой в электронных платах, никаких бездушных символов на ЖК- дисплее.
«Неидеальности» могут выглядеть красиво
Расфокус, видимые царапины на снимках, зернистость – все это ассоциируется именно с пленочной фотографией. Начнём с того, что перечисленных шероховатостей можно избежать при использовании корректно работающей камеры и подходящей пленки. А закончим тем, что иногда «неидеальности» просто классно выглядят. А чем ещё объяснить популярность Lo-Fi-фильтров «под пленку» в мобильных графических редакторах?
Если подводить итоги, то получается, что пленка сейчас проигрывает по основным техническим параметрам цифровой технике: по удобству и скорости работы, по динамическому диапазону, по детализации. Но выигрывает по эстетическим и творческим моментам: по красоте и гармонии сочетания цветов и тонов, и по погружению в съемочный процесс.
Таким образом, пленка не только является отголоском ушедшей эпохи, но и важной частью современного художественного процесса. Она объединяет прошлое и настоящее, вдохновляя новое поколение фотографов на создание уникальных произведений искусства.
Автор: Игорь Осипенко
Фото: lifehacker.ru