Что такое «дистант» в высшем образовании - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяОстрый вопросЧто такое «дистант» в высшем образовании

Что такое «дистант» в высшем образовании

Дистантные технологии обучения известны довольно давно, активно развиваются в мире десятилетиями, а сейчас стали заметной частью интернета и даже образовательного рынка. Но именно пандемия вынесла тему «дистанта» в образовании в число самых острых, актуальных и не очень-то решенных тем.

Автор материала – Марина Викторовна Загидуллина, профессор, ведущий научный сотрудник, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ.

Но сейчас я даже не об этом. Уже давно появилась и – хоть и вяло, но все же – продолжается дискуссия о том, а нужны ли в принципе все эти университеты, если есть Интернет с его образовательными платформами? На Coursera можно найти ошеломляющее количество вариантов по всем специальностям – хочешь, отдельную дисциплину изучай, а хочешь – получи полную подготовку по тому или иному направлению. И все экзамены через «Экзамус» сдавай – эдакий «видеоглаз» электронный за тобой следит, чтобы ты все делал сам, не лез за шпаргалками, не рыскал по Гуглу и ничьей помощью не пользовался (это даже вполне терминологично называется «синхронным протекторатом»). В общем, образование можно вполне выгодно получить (не всегда бесплатно – но дешевле, чем Минобрнауки РФ для вузов устанавливает) – и из дома не выходить. Компьютер, сеть, свободное время – экономишь на поездках (не надо никуда ехать) и на самом обучении. Деньги целы, диплом получен.

Почему же – хотя всем этим технологиям уже немало лет – весь мир не ушел к MOOCам (массовым открытым интернет-курсам – там одновременно тысячи людей могут на платформе рядом с тобой обучаться)?

Могу своим собственным опытом выпускницы таких онлайн-курсов поделиться. Во-первых, до финиша доходит два процента. Два!!! Остальные «сдуваются» по ходу курсов. Во-вторых, нужна мощная мотивация плюс сила воли, чтобы заставлять себя «жевать опилки» (это из «Что делать?» Чернышевского цитата, про Рахметова – вот тот мог, на то он и «особенный человек») вместо других дел. Ты не платишь деньги – значит, можно бросить в любой момент… Ты платишь деньги – но они небольшие – значит, опять можно бросить… В-третьих, в «электронной» массовой школе ты быстро понимаешь, что тобой никто не занимается. Ты предоставлен сам себе. Задания проверяются автоматически – и не всегда содержательно (можешь написать «бла-бла-бла» – отправить и тут же получить «Совершенно верно! Вы правильно запомнили, что требуется для достижения результата…» В общем, автоматическая имитация «интерактивности». Ну, не всегда и не везде! Но довольно часто, а на MOOC это просто часть философии курсов. Конечно, тесты помогают материал усвоить. Но только если он «жестко структурирован». А вот если надо оттачивать рассуждения, усваивать сложные научные тексты, составлять конспекты или рефераты – все, система дает сбой. Но главное – четвертое. У тебя нет группы, которая реально была бы «группой поддержки», микроколлективом, где ты всех знаешь в лицо и по именам. Только первые пару дней может казаться, что это неважно. А потом все, чувствуешь свою ненужность всем – преподавателям, пользователям, мелькающим на страницах «интерактивных домашних заданий».

Само собой, может быть и такой «дистант», где группа жестко набрана и идет от начала до конца (все то же самое, что и в вузе). Но это тогда и образование такое – очное онлайн. Немассовое. И стоит так же, как и очное обычное. Потому что педагоги сидят перед твоим носом в виртуальном классе и возятся с тобой так же, как они бы и в вузовской аудитории возились. Еще даже и тщательнее возятся порой. Так что важно различать, когда говорят «дистант», – а что именно имеется в виду? Дистант дистанту рознь.

Интересный пример: есть еще заочное образование, когда группа встречается буквально на несколько недель в году во время сессий, а все остальное время каждый живет «своей жизнью». Но – как показывает, например, опыт нашей заочной магистратуры на журфаке ЧелГУ – даже эти «мимолетные» недели дают прекрасный результат и чувство «локтя» – тебе есть к кому обратиться, кого попросить о помощи, у кого попросить совета, как справиться с той или иной задачей. И все твои педагоги – не «кнопки» интерфейса, а реальные люди, они знают тебя, а ты – их. Пишешь им – хоть бы и ВК – и за их «аватарами» неравнодушные педагоги, переживают, как бы тебе помочь. И то же самое очная магистратура – два года, занятия не каждый день, но все же, группы компактные, студенты пытливые, умные, придирчивые – быстро создается знаниевая атмосфера, а плюс к ней еще и та самая аура поддержки и внимания, которой так не хватает на обезличенных массовых интернет-курсах.

Вопрос о том, как получать образование, теперь, конечно, относится к ситуации выбора. Все можно выбирать: направление подготовки, вуз, город, страну, форму обучения. Когда выбираешь магистратуру, опций вообще масса (ведь это почти «второе высшее», ты не привязан к первой специальности). Но стоит многократно задуматься о том, что действительно создаст основу твоего образования, поддержит мотивацию. Удивительно, что такие факторы, как «зона комфорта» в период обучения, часто задвигаются в конец списка – как самые неважные. А потом оказывается, что от них все и зависело.

Марина Викторовна Загидуллина, профессор, ведущий научный сотрудник, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ.

Последний комментарий
  • Очень странно слышать такое мнение. При всем уважении к профессору Загидуллиной, не могу не согласиться с высказанной точкой зрения. Я два года посвятил обучению в магистратуре на факультете психологии и педагогики, защитил диссертацию по теме онлайн-образования. Почему в качестве эксперта выбрали Марину Викторовну? Мне тоже есть что сказать