Борис Киршин: «Новое поколение понимает, что за медиа – будущее» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяReлевансБорис Киршин: «Новое поколение понимает, что за медиа – будущее»

Борис Киршин: «Новое поколение понимает, что за медиа – будущее»

Зачем идти учиться на журналиста, если можно просто стать блогером? Где граница между профессиональным работником информационной сферы и рядовым создателем контента? Как Трампу и Навальному удалось раскрутиться без поддержки традиционных СМИ? Об этом и о многом другом – в интервью с деканом факультета журналистики ЧелГУ Борисом Николаевичем Киршиным.

– Борис Николаевич, находясь в паре шагов от выпуска из университета, не могу не спросить: чем, на ваш взгляд, воспитанники журфака ЧелГУ отличаются от воспитанников журфаков других вузов?

– Глубокими гуманитарными знаниями. За четыре года их не просто обучили журналистскому мастерству, но и дали по-настоящему качественное, фундаментальное образование. Сейчас, когда практически каждый занимается созданием контента, это кажется нам особенно актуальным. Возникает острая потребность в человеке, который знает, что такое информация, понимает ее значение, умеет верифицировать различные факты и данные. В новых условиях журналист становится экспертом в мире, где пишут все и обо всем.

– Но разве тенденции последнего времени не говорят о скорой смерти журналистики как профессии? Кооперация «YouTube и блогеры», например, уже отхватила львиную долю аудитории традиционных СМИ. А совсем недавно в Госдуме выступала Саша Спилберг. Из студентов журфака, например, ни с кем такого не происходило.

– Если говорить конкретно о блогерах, то я считаю, что это все-таки не журналистика. Журналистика – это профессиональная работа с информацией, ответственность, журналистская этика и так далее. Блогеры от этого освобождены. Иногда они делают что-то интересное, но это только проблески. Сегодня есть, завтра уже нет. А журналист, выпускник нашего факультета, обязан создавать контент каждый день, причем на высоком профессиональном уровне. Другое дело – в принципе цифровые платформы, которые позволяют в некоторых случаях обходиться без профессиональных журналистов. Пример – президент США Дональд Трамп, который, по сути, без прессы (активно ему противостоявшей) общался с народом через свой Twitter. И вроде как получилось, он нашел путь к сердцу избирателей, минуя СМИ. Однако в этом и других подобных случаях интернет выступает лишь способом доставки контента – и ничем большим.

– А как же быть с тем, что сегодня блоги становятся двигателем общественных масс? Обратимся к Навальному и антикоррупционным митингам. Это та история, когда классические журналисты не участвовали в привлечении аудитории на мероприятие. Кампания анонсировалась главным образом через YouTube и официальный сайт оппозиционного политика.

– Я считаю, что дело здесь не в новых каналах информации, а в актуальности заявлений, с которыми Навальный обратился к обществу. Любой журналист, способный сказать что-то значительное, важное для жизни человека, может воспользоваться теми же каналами и добиться того же успеха. Эффективность интернета действительно высока, но я повторяю: это все-таки способ дистрибуции, доставки контента, а не его создания.

– Тем не менее, сейчас работодатели чаще всего ищут контент-менеджеров. На журфаке ЧелГУ пока этим не занимаются. Считаете ли вы это большой проблемой?

– На самом деле, мы каждый день этим занимаемся. Учим студентов понимать, что такое медиа, отличать хорошие тексты и фото от плохих. По сути, это и есть контент-менеджмент. Я думаю, название профессии здесь ни при чем. Если нашего выпускника посадить на социальные сети, он запросто сможет разобраться в ценности новостей, почуять, откуда дует ветер и подстроиться под требования аудитории.

– Не так давно журфак ЧелГУ на какое-то время стал частью Института гуманитарного образования. К счастью, в итоге он снова обрел статус факультета. Почему так важно быть самостоятельной образовательной структурой?

– Пребывание наше в составе ИГО я считаю огромной ошибкой. В первую очередь – потому что был утрачен бренд факультета журналистики. Мы вроде бы занимались тем же, чем занимались всегда, поддерживали тот же высокий уровень. Однако к нам стали меньше приходить люди. Были и внутренние негативные моменты. Институт направлял средства на какие-то актуальные для него направления, и чаще всего это была не журналистика.

Мы вообще перестали развиваться. Это была беда. Здорово, что молодой ректор Диана Александровна Циринг поняла важность этого дела и приняла решение воссоздать журфак. Жизнь сразу показала, что это был правильный шаг. В 2014 году, находясь в составе ИГО, мы набрали порядка 40 человек на все образовательные программы. На 2015-2016 учебный год эта цифра увеличилась в два с половиной раза. А в последний учебный год на журфак пришло более 140 человек – такого никогда не было в истории факультета. Мы снова стали крупнейшим центром подготовки журналистов на Южном Урале, по мощи, по объему. Мы стали соотноситься даже с другими, более крупными факультетами в стране.

– Чем вы можете объяснить такой поток абитуриентов в прошлом году?

– Дело в том, что у молодежи внутри есть правильное чувство будущего. Новое поколение понимает, что за коммуникациями, за медиа – будущее. Мы уже вступили в информационное общество, и, по прогнозам ученых, достаточно скоро две трети населения земного шара будут заняты в сфере коммуникаций. Да и уже сейчас каждая сфера деятельности нуждается в информационной поддержке. Везде нужны люди, умеющие работать с информацией. Это открывает безграничные возможности для трудоустройства и карьеры выпускника факультета журналистики.

– В этом году стоимость обучения на журфаке ЧелГУ повысится до 100 тысяч рублей. Как думаете, такая сумма не остановит поступающих?

– Не думаю, что количество желающих поступить именно на факультет журналистики ЧелГУ существенно сократится. Я уверен, что в ситуации возросшей стоимости образования абитуриенты будут выбирать наш факультет. Во-первых, благодаря его репутации.  Во-вторых, в связи с тем, что планка оплаты – не самая высокая.

– К чему вообще стоит готовиться абитуриентам? Сложно будет учиться?

– Их ждет работа, возможно, более сложная и серьезная, чем в школе, но крайне интересная. Они с первых дней вольются в большую журфаковскую семью, увлеченную постижением медиа, с первых дней почувствуют себя журналистами. Ребятам предстоит окунуться в особую атмосферу полной свободы слова внутри факультета, доверия и дружелюбия.

– Пространства конкуренции не будет?

– Конкуренция, конечно, будет, но не из разряда «я великий, а все остальные профаны». Здоровый, творческий соревновательный дух. Например, если на одну тему будет создано несколько интервью, редакции учебных СМИ выберут лучшее из них. И это заставит автора, оставшегося вне данного выпуска, совершенствоваться.

– Давайте попробуем составить список вещей, которые обязан сделать каждый студент за четыре года обучения на факультете журналистики ЧелГУ.

– Он должен научиться технике профессии, овладеть инструментарием журналиста, освоить пласт литературы, использовать это время для встреч и разговоров с интересными людьми. Очень важно попробовать применить свои знания в научной сфере: подготовить курсовую, дипломный проект. И попытаться сверить собственные знания, навыки с требованием реальной отрасли – то есть хорошо поработать на практике. Наверное, это минимум, который должен освоить любой студент нашего факультета.

Беседовала Мария Иванова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты