Признаюсь: я не разбираюсь в истории. Вообще. Путаю даты, теряюсь в портретах, которые кажутся одинаковыми и нереалистичными, смотрю в учебник по истории и вижу… Буквы, допустим.
Тем не менее, я симпатизирую Екатерине II и обожаю пробовать всякие нестандартные варианты обучения. Рисуем портреты 3D-ручкой – я «за»! Ищем на скорость ТОП-5 сплетен о жизни Императора в Google – давайте, я уже и браузер открыла.
Вариантов, на самом деле, множество. Первыми для меня стали сайты об истории. Сделанные на бесплатных порталах, кривенькие, с рекламой, зато с кучей полезного материала. Такая небольшая интернет-библиотека. Это сейчас возможность выбора – привычная обыденность, а когда-то для меня она стала открытием.
Затем я познакомилась с полноценными сайтами, предлагающими геймификацию. Например, на «Арзамасе» можно нажимать на клеточки таблицы и читать короткую справку или карточку с картинками. Студия «История Будущего» создавала проект «1917», где каждый день выходили посты от «исторических личностей». Он закрылся в прошлом году. Конечно, ведь блогеры-то были вперемешку: сегодня императрица Александра Фёдоровна, а завтра Кафка и Замятин. И все в одной «соцсети» с постами как в пабликах с «цитатами великих». Почитать интересно, но в знаниях истории мне точно не поможет.
Момент игры
Намёки на геймификацию превратились в полноценную игру с сюжетной линией. Нет, это не про Assassin Creed, хотя я и играла, пока компьютер «тянул». Хотела добавить про проект нашей юношеской библиотеки – «С любовью и верой в Россию: уральцы в Отечественной войне 1812 года».
Мне было 13 лет. В библиотеке дали CD-диск для всей семьи, который запускает программу через Flash Player. Немного странно, особенно, когда куда-нибудь тыкнешь – и загрузится командная строка.
Для взрослых – обширная электронная база данных с книгами на тему. Отсканированные отрывки об уральцах в войне. Для преподавателей и учителей истории – сценарий исторического вечера. Не бал, как у Онегина, зато весело и полезно. Для замученных ЕГЭ – интерактивная карта сражений. Там можно долго тыкать, опять же приём с карточками. И, наконец, для меня – супер-игра всё в том же плеере с Фёдором и Василием. Ребята сбегают из дома босиком в зиму, пытаются всем помочь, чем могут. Конечно, с моей помощью.
[vc_row][vc_column][vc_gallery type=»flexslider_slide» interval=»5″ images=»29026,29028,29027,29024,29025″ img_size=»1280х920″][/vc_column][/vc_row]
Вот из этого сложилась моя любовь к учёбе с интерактивом. Короче – это положительный, реально помогающий визуальный опыт. Намеренно не рассматриваю музеи, потому что ходила туда смотреть на чайники, репродукции картин и выставку с японскими котиками.
Интерактивный музей
Рекламу «Россия – моя история» я увидела в инсте. Пока не зайдёшь к ним в группу ВК через сайт, непонятно, что это. Обещали панорамы исторических событий в реальности, «живой учебник». Что лучше запомнится: цитата императрицы или разговор с ней, как с Алисой из Яндекса? Что ближе и понятнее современной молодёжи: монотонно листать учебник или взмахом руки «начать» битву на Чудском озере? Можно еще много перечислять возможности «живого учебника», которые, наверное, уже должны появиться через 8 лет после той классной компьютерной игры. Должны, но их не было.
Уже в музее я отказалась от аудио-гида, так как надо было оставить в залог 2000 свои кровных, а потом, когда-нибудь после возвращения, тебе их вернут. К «живому» музею-учебнику можно и гида для смартфона сделать. Тем более, что это давно не новинка, а проект – общероссийский.
Когда я зашла в музей, то поняла, что гид мне и не понадобится – в первой же комнате 4 больших экрана-учебника с подробной информацией. А потом ещё комната. А потом ещё, ещё, ещё. Вы помните, что я полный нуль в истории? Мои силы кончились на 7 комнате, а прошла я за выставку более 20. Не могла не пройти, потому что выхода, кроме как между комнатами, – нет! Мне было бы стыдно, если бы я не заплатила за всё всего-то 100 рублей.
И я была бы рада, если бы смогла получить реально полезные знания. В том самом простом учебнике информация не только отобрана, но и структурирована, разбавлена комментариями автора для каждого возраста, словариком. Единственная бездна с визуальной частью еще в мои школьные годы начала заполняться CD-приложением к учебникам – тесты, галереи, полезности.
Интерактивный музей «Россия – моя история» — это смесь неплохой визуалки и плохой Википедии.
В тёмных комнатах так и манили к себе экраны. А в них – обычные лонгриды. Хотя нет, лонглонгриды. Экран сильно тупит, иногда глючит, а текст не кончается. Музей, обещалось, был полезен для школьников. Эх, там даже для третьекурсницы текст сложноват, с кучей научных слов. Я бы с удовольствием просто продолжила ходить и листать картинки в экранах, но, начиная с 12 комнаты, на каждом вылетала ошибка, и я не могла листать. Круто, что уж.
[vc_row][vc_column][vc_empty_space height=»12px»][/vc_column][/vc_row]
А была ли история?
Что нужно считать итогом посещения этого музея? Я насмотрелась изображений и карт, но они превратились в кашу в моей голове, потому что текст к ним никто не отбирал. Я увидела реконструкции, исторические ленты, но ни к первой, ни ко второй не было пояснений и справок. Я прошла путь от первого Рюрика до последнего Романова длиною в три часа, так и не выстроив логичную цепочку из наследников.
Реальной, полезной ценности для понимания истории – ноль. Особенно в сравнении с теми проектами, которые постепенно меня знакомили с миром интерактива, не забывая, что я, заходя на сайт, всё ещё ничего не знаю.